Возмещение ущерба после ДТП с работника

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Возмещение ущерба после ДТП с работника». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Согласно статьи 1068 ГК РФ:

Юридическое лицо либо гражданин возмещает вред, причиненный его работником при исполнении трудовых (служебных, должностных) обязанностей.

При толковании указанной нормы закона, в настоящей статье, термин «работник» включает в себя физических лиц, которые управляют транспортом на основании трудового договора (контракта), и лиц, выполняющих ту же работу по гражданско-правовому договору. В обоих случаях, действия водителя осуществляются в интересах и по заданию работодателя (заказчика) и под его контролем.

Поэтому закон возлагает на работодателя (заказчика), ответственность за ущерб, нанесённый потерпевшему при ДТП, работником – водителем.

Таким образом работники, совершившие ДТП при исполнении трудовых обязанностей, должны знать и помнить о том, что за их действия, повлекшие наступление вреда несет ответственность работодатель.

Возмещение вреда, причинённого работником при ДТП

После ДТП с участием работников, их работодатели требуют от подчиненных им водителей полного возмещения причинённого материального вреда.

Вместе с тем? такие притязания зачастую не всегда основаны на законе.

Правовым обоснованием рассматриваемых требований является трудовой договор, подписанный водителем при приёме на работу.

Включение в контракт условия о полной материальной ответственности водителя за повреждение автомобиля и иного имущества, по общему правилу, не является основанием, позволяющим взыскать причиненный работником вред.

Следует знать: полная материальная ответственность работника не может устанавливаться договором.

Порядок и условия возмещения вреда, причиненного работником, устанавливаются нормами Трудового кодекса РФ.

Условия трудового контракта либо иного договора перевозки пассажиров или грузов автомобильным транспортом, должны соответствовать нормам закона.

В противном случае, они признаются недействительными и не влекут за собой никаких юридических последствий.

Поэтому водителю – работнику, совершившему ДТП, рекомендуется воздержаться от выполнения требований работодателя о возмещении причиненного ущерба.

Для того, чтобы правильно понять суть ответственности работника рассмотрим основополагающие нормы закона.

В статье 22 Трудового кодекса РФ закреплено право работодателя привлечь работника к материальной ответственности.

Однако в каждом отдельном случае ДТП, следует разобраться и ответить на вопрос: имеются ли основания для этого?

В соответствии с законом, ответственность работника за причинение материального вреда работодателю, наступает только при наличии его вины, доказанной в установленном законом порядке.

Статья по теме:

Как оспорить вину в ДТП

В соответствии со статьей 238 ТК РФ работник обязан возместить работодателю причиненный прямой действительный ущерб.

Прямым действительным ущербом признается реальное уменьшение наличного имущества работодателя или ухудшение состояния указанного имущества (в том числе имущества третьих лиц, находящегося у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества), а также необходимость для работодателя произвести затраты либо излишние выплаты на приобретение, восстановление имущества либо на возмещение ущерба, причиненного работником третьим лицам.

Взыскание ущерба с виновного работника, является правом работодателя. Последний может освободить работника материальной ответственности на основании статьи 240 ТК РФ.

Закон ограничивает размер ответственности работника за причинённый вред в пределах среднего месячного заработка (ст. 241 ТК РФ). Вместе с тем, ТК РФ предусматривает возможность и полной ответственности работника.

Основания для полноразмерной ответственности перечислены в статьях 242, 243 ТК РФ.

  1. Совершение ДТП и привлечение к административной ответственности, вступившим в законную силу постановлением ГИБДД, суда.

    Рекомендуем к ознакомлению:

    Порядок обжалования и отмены постановления ГИБДД

    Нарушение ПДД РФ водителем транспортного средства, ответственность за которое предусмотрена главой 12 Кодекса РФ об административных правонарушениях, должно повлечь за собой назначение наказания.

    Непривлечение к такого рода ответственности и прекращение производства по делу, не влечет за собой полной материальной ответственности работника и подтверждается судебной практикой.

    Такая позиция отражена в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 16.11.2006 N 52 «О применении судами законодательства, регулирующего материальную ответственность работников за ущерб, причиненный работодателю».

    Статьи по теме:

    Как обжаловать постановление ГИБДД в суде

    Административная ответственность за нарушения ПДД РФ

  2. Совершение ДТП, квалифицированного как преступление, то есть повлекшего причинение смерти или тяжкого вреда здоровью потерпевшего и подтверждённое вступившим в законную силу приговором суда.

    При этом не имеет значение с какой формой вины было совершено преступное деяние.

  3. Причинения вреда в ДТП водителем — работником, находящимся в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического, токсического).

    Факт опьянения требует надлежащего подтверждения. Таковым является акт медицинского освидетельствования или заключение медико-наркологической экспертизы.

  4. Причинение вреда при ДТП вне рабочего времени с использованием транспортного средства, принадлежащего работодателю.

Важно знать: ответственность работника – водителя транспортного средства перед работодателем исключается в случаях причинения ущерба вследствие непреодолимой силы, нормального хозяйственного риска, крайней необходимости или необходимой обороны, а равно и при неисполнении работодателем обязанности по обеспечению надлежащих условий для поддержания в технически исправном состоянии транспортного средства, вверенного работнику для исполнения трудовых обязанностей.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе

председательствующего Фролкиной С.В.,

судей Гуляевой Г.А., Жубрина М.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании 13 января 2020 г. кассационную жалобу Иванова Юрия Александровича на решение Фрунзенского районного суда г. Санкт-Петербурга от 16 октября 2018 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 17 апреля 2019 г.

по делу N 2-4750/18 Фрунзенского районного суда г. Санкт-Петербурга по иску общества с ограниченной ответственностью «СПб-ТРАНС» к Иванову Юрию Александровичу о возмещении ущерба в порядке регресса.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Гуляевой Г.А., выслушав возражения на кассационную жалобу представителя общества с ограниченной ответственностью «СПб-ТРАНС» по доверенности Одинцова Ю.С.,

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

общество с ограниченной ответственностью «СПб-ТРАНС» (далее также — ООО «СПб-ТРАНС», Общество) через представителя по доверенности Цыганкова А.В. обратилось 14 февраля 2018 г. в суд с иском к Иванову Юрию Александровичу о возмещении ущерба в порядке регресса, взыскании расходов на оплату государственной пошлины.

В обоснование исковых требований истец ссылался на то, что на основании трудового договора от 17 апреля 2012 г. Иванов Ю.А. принят на работу в ООО «СПб-ТРАНС» на должность водителя — экспедитора. 17 апреля 2012 г. с Ивановым Ю.А. заключён договор о полной индивидуальной материальной ответственности.

12 июня 2016 г. Иванов Ю.А., управляя принадлежащим Обществу транспортным средством марки «СКАНИЯ R420», допустил нарушение пункта 10.1 Правил дорожного движения Российской Федерации и совершил столкновение в том числе с транспортным средством марки «ФОЛЬКСВАГЕН ПАССАТ», принадлежащим гражданину Ефремову И.Ю. В результате дорожно-транспортного происшествия транспортному средству Ефремова И.Ю. причинены технические повреждения.

Ефремов И.Ю. обратился в Калужский районный суд Калужской области с иском к ООО «СПб-ТРАНС» (владельцу транспортного средства марки «СКАНИЯ R420») о взыскании ущерба, причинённого в результате дорожно-транспортного происшествия.

Решением Калужского районного суда Калужской области от 20 декабря 2016 г., оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Калужского областного суда от 13 апреля 2017 г., исковые требования Ефремова И.Ю. удовлетворены. Суд взыскал с ООО «СПб-ТРАНС» в пользу Ефремова И.Ю. сумму ущерба в размере 232 943,81 руб.

Определением Калужского районного суда Калужской области от 10 июля 2017 г. с ООО «СПб-ТРАНС» в пользу Ефремова И.Ю. взысканы расходы на оплату услуг представителя в размере 15 000 руб.

Решение Калужского районного суда Калужской области от 20 декабря 2016 г. и определение Калужского районного суда Калужской области от 10 июля 2017 г. были исполнены ООО «СПб-ТРАНС» путём перечисления взысканных сумм на банковский счёт Ефремова И.Ю.

Обращаясь в суд с настоящим иском, ООО «СПб-ТРАНС» со ссылкой на статьи 1064, 1068, 1079, 1081 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 238, 243, 248 Трудового кодекса Российской Федерации просило взыскать в порядке регресса с Иванова Ю.А. выплаченные Обществом в пользу Ефремова И.Ю. денежные суммы в размере 247 943,81 руб.

Ответчик Иванов Ю.А. исковые требования в суде не признал, указав на отсутствие предусмотренных законом оснований для возложения на него материальной ответственности в полном размере. По мнению Иванова Ю.А., договор о полной индивидуальной материальной ответственности заключён с ним с нарушением требований действующего законодательства.

Решением Фрунзенского районного суда г. Санкт-Петербурга от 16 октября 2018 г. исковые требования ООО «СПб-ТРАНС» удовлетворены. Суд взыскал с Иванова Ю.А. в пользу ООО «СПб-ТРАНС» сумму причинённого ущерба в порядке регресса в размере 247 943, 81 руб., расходы на уплату государственной пошлины — 5 679 руб.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 17 апреля 2019 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

В поданной в Верховный Суд Российской Федерации кассационной жалобе Иванова Ю.А. ставится вопрос о передаче жалобы с делом для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации для отмены решения Фрунзенского районного суда г. Санкт-Петербурга от 16 октября 2018 г. и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 17 апреля 2019 г., как незаконных.

По результатам изучения доводов кассационной жалобы 23 августа 2019 г. судьёй Верховного Суда Российской Федерации Фролкиной С.В. дело было истребовано в Верховный Суд Российской Федерации, и её же определением от 27 ноября 2019 г. кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.

Ответчик Иванов Ю.А., надлежащим образом извещённый о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явился, сведений о причинах неявки не представил, в связи с чем Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь частью 4 статьи 390.12 Граждан��кого процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика.

Можно взыскать ущерб с водителя-работника предприятия, виновника ДТП

Общий порядок — это чисто «коммерческая безопасность и дело только компании». За пределы компании ситуация не выходит. При этом работник своего адвоката позвать не сможет, поэтому вы избавлены от риска, что дело в итоге будет затянуто.

А начинается общий порядок с инвентаризации, которую проводят согласно приказу руководителя либо по компании, либо по какому-нибудь подразделению.

Формируется комиссия по инвентаризации. В комиссию обязательно должны входить:

  • зам.руководителя;
  • бухгалтер (секретарь комиссии);
  • завхоз;
  • кадровик (если он есть в компании).

Но компании при этом часто допускают ошибки.

Ошибка №1: включить в инвентаризацию одного директора. Один директор — это не комиссия. Кроме того, если комиссию проводит один директор, то суд может решить, что работник просто не понравился директору, и директор решил сотрудника выжить из компании. А несколько человек в комиссии — это уже какая-то объективность. Кроме того, директор фактически не участвует в работе комиссии, он председательствует и рассматривает материалы, которые ему принесут подчинённые. Получается, что он — независимый объективный арбитр. При таком раскладе работник не сможет сослаться, что директор решил его, работника, выгнать из компании из-за личной неприязни.

Ошибка №2: задать нереалистичный, слишком маленький срок инвентаризации. Например, за неделю комиссия по инвентаризации физически не сможет перелопатить гору документов. Тем более, если две ошибки совмещены — директор один не сможет изучить большой объём документов за неделю.

Поэтому запомните: в комиссию по инвентаризации должны входить специалисты, перечисленные выше, и её срок должен быть реалистичным.

Инвентаризация проводится. Она находит несоответствие баланса «доход — приход» или отсутствие материальных ценностей — компьютеров, стульев, проекторов, шкафов и т.д.

Инвентаризация фиксирует все недостатки. Пишется акт инвентаризации. В акте указывается:

  • сколько чего (стульев, компьютеров и т.д.) должно быть по документам;
  • фактическое наличие.

Видно, сколько чего не хватает: недостача. Акт уходит директору компании. Директор смотрит акт и выносит приказ: провести служебное расследование по выявленной недостаче.

Ошибка компаний №3: издать приказ о проведении служебного расследования слишком поздно. У компании есть 30 суток после инвентаризации, чтобы издать приказ о проведении служебного расследования. Если опоздать хоть на один день, то суд не признает это служебное расследование.

Важно: тот факт, что выявлена недостача, ещё не говорит о том, что компанию обокрали и что кто-то из её сотрудников — вор. О преступлении речь не идёт, полицию никто не вызывает.

Если работник уже уволился, то идти придётся в суд. Причём на это у вас есть всего год, который отсчитывается либо:

  • с того момента, как вы обнаружили недостачу;
  • с момента окончания инвентаризации.

Учитывайте, что эта инвентаризация должна быть первой после того, как работник уволился или был уволен.

Почему надо грамотно и глубоко проводить инвентаризацию, служебное расследование, брать объяснения с работника? Чтобы повысить шанс на то, что он согласиться возмещать убытки добровольно.

Потому что когда вы кладете перед работником стопку документов (акт инвентаризации, приказ о проведении служебного расследования, выписку из трудового договора, копию договора о полной материальной ответственности, копию штатного расписания, акты вскрытия сейфов, показания других работников, сопутствующие документы, которые всегда появляются) — это производит эффект. Работник видит, что другие сотрудники компании действительно потрудились, чтобы выяснить, кто виновен в недостаче. У него не появляется мысли «на меня просто решили повесить недостачу».

А если положить перед работником два листочка — приказ о проведении служебного расследования и его объяснения и сказать «плати», то человек платить не будет.

По нашей практике работники гораздо чаще соглашаются возместить убытки, если они видят, что вина объективно их. А их вина подтверждается материалами инвентаризации и служебного расследования.

Ну и кроме того, если работник платить откажется, у вас будут железобетонные материалы для суда. Только с такими материалами и есть шанс выиграть суд (про уклон судов в пользу работников вы и сами знаете).

Ниже пример того, как компания неверно оформила инвентаризацию, из-за чего не смогла взыскать с работника 27 млн руб.

При трудоустройстве работника. Мы готовы составить трудовой договор, договор о полной и частичной материальной ответственности, правила внутреннего трудового распорядка, регламент служебного времени и «положение о неконкуренции».

Можем составить дополнительные соглашения к уже действующем договорам, закрепив их должностными инструкциями и прописав в них пункты, обеспечивающие безопасность компании.

При проведении служебного расследования. Это то, о чём вы уже читали выше: мы можем взять на себя полное юридическое сопровождение этого расследования, чтобы потом «комар носа не подточил».

Третий этап: суд. Мы готовы представить ваши интересы в суде, если работник заартачится и откажется платить. Готовы также представить ваши интересы, если станет очевидно, что мировое соглашение — лучший выход.

Чтобы начать с нами работать, просто оставьте заявку на консультацию к юристу.

Записаться к юристу

Представляет собой повреждение или лишение имущества, а также других благ, выраженное в денежном исчислении. Речь идет не только о транспортном средстве, но и перевозимых грузах или другой собственности, которая находилась в автомобиле в момент аварии.

Главное, что нужно помнить – материальный ущерб относится к страховым, поэтому возмещается в рамках обязательного и добровольного страхования. Материальный ущерб делится на три вида:

  • непосредственный вред имуществу потерпевшей стороны;
  • затраты, которые предстоят и связаны с восстановлением или ремонтом имущества;
  • упущенная прибыль, которая могла быть получена при дальнейшей эксплуатации вышедшего из строя имущества.

Возмещение материального ущерба в рамках обязательного страхования по ОСАГО предусматривает получение до 400 тыс. руб. Выплата осуществляется страховой компанией, которая выдала полис владельцу автомобиля, ставшего причиной ДТП.

Сумма выплаты со стороны страховой компании может быть увеличена при оформлении полиса КАСКО. Если ущерб превышает покрытие по страховке пострадавшей стороне придется обращаться в суд.

Название этой разновидности ущерба при ДТП не требует дополнительных комментариев и пояснений. В рамках страхового покрытия по ОСАГО возможна выплата до полумиллиона рублей. Конкретная сумма определяется в зависимости от тяжести нанесенного вреда по правилам, принятым конкретной страховой компанией.

Если речь идет о тяжком увечье, допускается возмещение ущерба в более серьезном размере. Но для этого потребуется обращение в суд и соответствующий вердикт судьи. Судебное решение потребуется и в том случае, если у виновной стороны отсутствует страховка.

Под моральным вредом обычно понимается ущерб, полученный в результате нравственных переживаний, связанных с ДТП. Примерами подобных ситуаций выступают: потеря в аварии родственника, физическая боль от полученных повреждений, временная нетрудоспособность и т.д.

Вопрос о возмещении потерпевшей виде морального вреда, полученного в результате ДТП, считается самым сложным. В подавляющем большинстве случаев его решением занимается суд, так как страховые компании предпочитают не брать на себя ответственность и не включают этот вид риска не только в ОСАГО, но и в КАСКО. Вероятность, что заинтересованные стороны договорятся в рамках досудебной процедуры, также не велика.

Большая часть ДТП по своим финансовым последствиям вписывается в рамки ОСАГО, оформленного подавляющим большинством участников дорожного движения. Поэтому проблем с получением компенсации обычно не возникает, так как она исправно выплачивается страховой компанией.

Необходимость возмещения ущерба от ДТП с виновной стороны возникает в следующих ситуациях:

  • величина ущерба превышает максимальную выплату страховой компании;
  • виновная сторона не оформила страховку или полис не является действительным;
  • обстоятельства ДТП не входят в число страховых случаев, предусмотренных полисом ОСАГО или КАСКО. Например, ущерб нанесен не в процессе движения, а во время размещения автомобиля на стоянке;
  • потерпевшая сторона желает взыскать компенсацию за полученный моральный вред.

Взыскание ущерба от ДТП с работника

Такой вариант решения проблемы на практике встречается нечасто. Тем более – если речь идет о серьезной сумме, необходимой, например, для ремонта дорогостоящей иномарки. Действующее законодательство предусматривает достаточно четкую процедуру досудебного урегулирования проблемы возмещения ущерба. Она предусматривает следующие действия потерпевшей стороны:

  • получение справки из ГИБДД, подтверждающей факт ДТП и виновника аварии;
  • обращение в страховую компанию для подтверждения отказа выплачивать требуемую сумму;
  • проведение оценки размера ущерба, которой занимается независимый эксперт;
  • направление виновной стороне претензии.

Последний документ заслуживает особенно пристального внимания. Он составляется в произвольной форме и включает следующую информацию:

  • сведения о виновной стороне как адресате документа;
  • обстоятельства ДТП;
  • описание сути проблемы, которая заключается в недостаточности компенсации, полученной в рамках страховки;
  • претензия в адрес виновной стороны, включая сумму ущерба;
  • подпись заявителя.

В претензии обязательно указывается не только сумма, которую требуется возместить, но и срок, когда это необходимо сделать. Отсутствие реакции со стороны виновника ДТП означает необходимость переходить на следующую стадию разрешения конфликта – подаче искового заявления в суд.

К претензии прилагается комплект сопутствующих документов, в состав которого входят:

  • акт о наступлении страхового случая;
  • справка из ГИБДД об обстоятельствах ДТП;
  • другие документы, подтверждающие позицию заявителя, например, чеки на ремонт, экспертное заключения независимого оценщика и т.д.

Претензия направляется адресату заказным письмом. Если реакция со стороны виновника отсутствует, целесообразно приступать к процедуре возмещения ущерба при ДТП через суд.

Законом установлен предельный срок привлечения сотрудника к ответственности за причиненный вред. По истечении данного срока получить что-либо с работника принудительно будет крайне затруднительно.

Трудовое законодательство определяет годичный срок с момента обнаружения наличия вреда. Зачастую отправной точкой являются результаты инвентаризации.

Пропущенный срок можно восстановить, подав соответствующее заявление в судебные органы с описанием уважительности причин запоздалой реакции на ущерб со стороны работодателя.

    В каждой компании может возникнуть ситуация, когда следует осуществить взыскание материального ущерба с работника. На какие моменты при этом следует обратить пристальное внимание?

    1. Создание комиссии в целях осуществления служебного расследования. В нее обязательно должен входить бухгалтер, а также сотрудник, способный провести оценку причиненного убытка при поломке технических устройств или оборудования. При отсутствии подобного специалиста в компании есть возможность для привлечения эксперта со стороны.
    2. Запрос комиссией объяснения с виновного сотрудника в письменной форме с вручением документа под роспись. Данный шаг осуществляется аналогичным образом, что и в процессе расследования относительно дисциплинарных взысканий.
    3. Изучение комиссией всей документации и составление итогового заключения о виновности сотрудника, есть шанс взыскать с него нанесенный убыток. Причем взыскание материального ущерба, причиненного работником, может быть проведено не всегда. В процессе данного действия комиссия должна максимально точно установить, что именно было испорчено или потеряно, а также определить сумму затрат в денежном эквиваленте.
    4. Определение размера причиненного убытка. Обычно это осуществляется посредством служебного документа от начальника подозреваемого человека. Здесь крайне важно заполнить все правильно. Тогда в будущем не возникнет никаких проблем. Иногда взыскание ущерба, причиненного работником, предполагает на данном этапе запрос со стороны комиссии экспертного мнения и включение его в итоги по расследованию.
    5. Издание приказа относительно удержания с виновного денежных средств согласно вынесенному заключению. В случае невозможности нести подобную ответственность приказ не составляется.
    6. Передача составленного приказа в бухгалтерскую службу, которая будет снимать установленные средства из зарплаты сотрудника.
    7. Судебное разбирательство в случае спора сторон. В некоторых моментах, установленных законодательством, компания вынуждена подавать исковое заявление о взыскании ущерба с работника в суд. Такие проблемные и спорные ситуации встречаются на самых разных предприятиях и требуют максимально детального рассмотрения, чтобы полностью разобраться в сути вопроса. При необходимости проведения процедуры взыскание ущерба с работника в судебном порядке обязательно проконсультируйтесь с нашими опытными юристами по трудовым вопросам, которые вам помогут. Не стесняйтесь задавать интересующие вас вопросы. Выбирайте профессионалов. Тогда проблема будет решена в срок.

    В случае увольнения работника получить с него сумму ущерба можно только через суд. Учитывая наличие жёстких сроков привлечения к ответственности, такое заявление необходим тщательно доготовить и правильно подать.

    Иск на работника в данной ситуации подается только по месту жительства ответчика. Адрес работника должен содержаться в трудовом договоре.

    Важно обратить внимание: помимо вопроса о возмещении вреда, суд будет проверять правильность оформления работника в целом.

    Поэтому помимо приказа о привлечении к ответственности, результатов инвентаризации и других подтверждающих размер причиненного вреда документов, к иску следует приложить копии всех документов по работнику:

    • заявление о приеме на работу
    • трудовая книжка
    • приказ о приеме на работу
    • трудовой договор
    • должностная инструкция
    • правила распорядка работодателя (ПВТР)
    • штатное расписание
    • при наличии – приказы об иных взысканий с работника
    • подтверждение увольнения работника
    • и т.п.

    Возмещение ущерба после ДТП виновником: порядок, сроки, образец иска

    г. Екатеринбург, пер. Отдельный, 5

    остановка транспорта Гагарина

    Трамвай: А, 8, 13, 15, 23

    Автобус: 61, 25, 18, 14, 15

    Троллейбус: 20, 6, 7, 19

    Маршрутное такси: 70, 77, 04, 67

    Часто после аварии на фоне стресса владельцы автомобилей начинают эмоционально выяснять, кто из них виноват. Подобные разбирательства нередко приводят к конфликтам и последующим нарушениям процедуры оформления ДТП.

    Чтобы соблюсти установленные нормы, каждый водитель независимо от степени вины должен запомнить, что недопустимо делать после аварии:

    • пытаться избежать ответственности, скрывшись с места происшествия;
    • передвигать автомобили до прибытия дорожной полиции или проведения видеофиксации;
    • раздувать конфликт с водителем второй машины;
    • заниматься оформлением ДТП, не проверив безопасность и отсутствие травм остальных участников происшествия.

    Европротокол — это возможность для водителей урегулировать создавшуюся ситуацию, не привлекая службу ГИБДД. В отдельных случаях составление документа возможно, даже если достичь согласия о виновнике аварии не удалось, но хотя бы один из автомобилей участников ДТП укомплектован системой Эра-Глонасс.

    Для той же цели можно использовать приложение «ДТП европротокол».

    Обе программы автоматически фиксируют подробности аварии, силу и степень удара, передают их в базу страховщика. Пострадавший, виновник и остальные заинтересованные лица не в состоянии подкорректировать записанную устройством информацию.

    Урегулировать конфликт при помощи европротокола допустимо, когда:

    • столкнулись не более 2 авто;
    • оба водителя обладают не просроченными полисами ОСАГО;
    • ни один из автомобилей, кроме столкнувшихся во время происшествия не был поврежден;
    • отсутствуют пострадавшие;
    • компенсация составляет не больше 100 тыс. руб.

    Заполнение протокола не представляет сложности. Каждый водитель получает бланк вместе с полисом ОСАГО. Главное, чтобы в показаниях водителей не было существенных отличий. Важно четко отвечать на вопросы, содержащиеся в протоколе, и заполнить все поля.

    В примечании на второй странице желательно вписать безоговорочное признание вины от спровоцировавшего ситуацию водителя.

    Заполняют европротокол от руки, используя обычную ручку с синей пастой. По требованию страховщиков передать сотрудникам составленных документ обязан спровоцировавший ситуацию водитель и не позднее, чем через 5 дней.

    От ремонта автомобиля лучше отказаться в первые 2 недели после случившегося столкновения (что выбрать: деньги или ремонт в СТО от страховой?). Страхователь вправе выслать своих экспертов для оценки повреждений.

    Когда обнаружены травмы, в результате удара автомобиля, у кого-либо из пешеходов, пассажиров или водителей, обязательно следует вызвать скорую и полицию. До приезда полиции рекомендуется собрать контактные данные свидетелей.

    При полном отсутствии возможности связаться со скорой помощью и полицией (например если отсутствует мобильная связь) допустимо доставить пострадавшего в больницу на своем авто, оставить там свои координаты и описать события, повлекшие травму. На пути назад нужно сообщить в Госавтоинспекцию о произошедшем и вернуться к месту столкновения.

    Это наиболее простой вариант для решения вопроса. Участникам аварии достаточно предоставить сотрудникам фирмы установленный набор документов и составить заявку на оплату.

    При использовании европротокола на доставку бумаг отводится 5 дней. При любых обстоятельствах, чем быстрее автовладелец уведомит страховую о произошедшем, тем легче процедура расчета с фирмой.

    При незначительных повреждениях лучше постараться договориться о возмещении урона на месте.

    Потерпевшая убытки сторона даже в отсутствии договора все равно получает компенсацию от страхователя виновника. Единственной трудностью может стать местонахождение фирмы, где заключал договор автовладелец. Иногда пострадавшему приходится обращаться в офис, расположенный в другом городе или регионе. Когда страховка есть у обоих водителей эти нюансы решают между собой сами компании.

    Пострадавшему водителю придется оплатить штраф за управление транспортным средством без полиса.

    Если страховка отсутствует у виновника, получить компенсацию будет сложнее. В наиболее приемлемом варианте спровоцировавший ситуацию автовладелец оплачивает урон на месте. В остальных случаях придется вызывать работников ГИБДД и добиваться выплат через суд.

    Список документов зависит от обстоятельств аварии. В основной набор входит:

    • заявка на оплату работ по восстановлению;
    • гражданский паспорт;
    • удостоверение водителя;
    • подтверждение права собственности на авто или права управления;
    • протокол, написанный инспектором или европротокол;
    • техпаспорт транспортного средства;
    • СТС;
    • оповещение о происшествии;
    • действующий страховой договор;
    • реквизиты для перечисления средств.

    При необходимости список дополняют:

    • отчетом о проведенной экспертизе;
    • квитанциями и чеками об оплате эвакуатора, эксперта и сопутствующих трат;
    • медицинским заключением о полученных травмах или инвалидности;
    • выпиской из истории болезни;
    • документами, подтверждающими растраты на лечение;
    • свидетельством о наличии иждивенцев.
    • справкой о смерти;
    • подтверждением расходов на похороны.

    В результате ДТП вред может быть причинен жизни, здоровью или имуществу потерпевшего пешехода. Чтобы подтвердить размер понесенного ущерба, пострадавший должен будет собрать немало документов. В любом случае ему потребуется справка о ДТП, которая оформляется сотрудниками ГИБДД. Перечень других необходимых документов зависит от того, какой именно вред причинен потерпевшему – имущественный, моральный или вред здоровью.

    Имущественный вред доказать проще всего, поскольку любое имущество имеет стоимость и может быть оценено. Следует учесть, что ущерб, нанесенный имуществу, может заключаться как в полном его уничтожении, так и в частичном повреждении. От этого зависит сумма возмещения вреда. В случае повреждения имущества потерпевший может требовать лишь оплаты расходов на ремонт и при необходимости дополнительных расходов на перевозку, хранение и другое. Если же имущество уничтожено, пострадавший имеет право на возмещение его стоимости на день ДТП.

    Для подтверждения факта причинения имущественного вреда и его размера потребуются следующие документы:

    • о праве собственности на имущество;
    • о размере причиненного вреда (заключение эксперта, стоимость услуг которого также может быть возмещена, если потерпевший представит квитанцию об оплате);
    • об оплате услуг по перевозке, хранению поврежденного имущества;
    • о расходах на ремонт имущества, на приобретение запасных частей и других материалов.

    Какие тонкости ДТП, если попали на служебном автомобиле?

    Если вред причинен здоровью человека, то потерпевший вправе претендовать на следующие виды компенсаций:

    • возмещение утраченного заработка (дохода). Учитываются все виды доходов потерпевшего: оплата за работу по трудовым или гражданско-правовым договорам, доход от предпринимательской деятельности и прочее;
    • возмещение расходов на лечение и других дополнительных расходов. К последним относятся затраты на специальное питание, лекарства, уход, санаторное лечение и так далее. Компенсируются только реально понесенные пострадавшим расходы – если лекарства или поездка в санаторий предоставлены ему бесплатно, их стоимость ему не выплатят.

    Пострадавший должен представить документы, подтверждающие:

    • размер утраченного заработка, в частности среднего месячного заработка (дохода), стипендии, пенсии, пособий; справки, полученные на работе или в соответствующей организации;
    • степень утраты профессиональной или общей трудоспособности (заключения медучреждения и медицинской экспертизы);
    • расходы на лечение и дополнительные расходы (выписка из истории болезни, документы об оплате медицинских услуг, лекарств, питания).

    Если пострадавший в ДТП пешеход умирает, размер вреда установить сложнее всего. Гражданским кодексом РФ установлено, какие лица вправе требовать выплаты компенсаций по потере кормильца. Как правило, это лица, для которых денежная помощь погибшего являлась источником существования (например, несовершеннолетние дети, родственники-инвалиды и иные лица, перечисленные в ст. 1088 ГК РФ).

    Перечень документов, которые нужно собрать человеку, потерявшему кормильца, зависит от того, к какой категории он относится. Но в любом случае лица, имеющие право на получение соответствующей компенсации, должны документально подтвердить, что находились на иждивении погибшего. Для этого они могут представить справку из образовательного учреждения, справку о состоянии здоровья, свидетельство о рождении ребенка и т.д. Также должны быть возмещены расходы на погребение погибшего. Соответствующие суммы выплачиваются тем, кто понес такие расходы (это могут быть любые лица).

    Моральный вред – это физические и нравственные страдания потерпевшего, причиной которых стало ДТП. Предполагается, что если был причинен вред жизни или здоровью, то такие страдания неминуемы. Другими словами, достаточно доказать причинение вреда здоровью – тогда факт причинения морального вреда доказывать не придется. Размер компенсации морального вреда зависит от того, насколько серьезный вред причинен здоровью, и какие последствия это повлекло для пострадавшего.

    Для получения компенсации морального вреда в случаях, когда ДТП обошлось без травм и смерти пострадавшего, нужно исходить из следующего:

    1. Определить виновника ДТП, зафиксировав это в протоколе осмотра места происшествия и при проведении дознания в органах ГИБДД;
    2. Направить документы на автотехническую экспертизу для оценки повреждений автомобиля и стоимости его ремонта;
    3. Обратиться за медицинской помощью (если это необходимо) с целью получения конкретных данных о том, что действия виновного в ДТП отразились на состоянии здоровья потерпевшего и зафиксировать эти изменения в амбулаторной карте;
    4. При составлении протокола осмотра места происшествия обратить внимание сотрудников ГИБДД и свидетелей на ваше состояние;
    5. При проведении лечебных мероприятий сохранить все документы по обследованию, чеки, копии рецептов;
    6. Пострадавшему при ДТП следует иметь в виду, что размеры компенсации морального вреда находятся в прямой зависимости от размеров имущественного ущерба, а ответственность за причиненный моральный вред может возлагаться как вместе с имущественной ответственностью, так и самостоятельно.

    Вы можете подать в суд два разных иска (один – о возмещении имущественного вреда, причиненного в результате ДТП; другой – о возмещении морального вреда, причиненного в результате ДТП), либо один иск о возмещении имущественного и морального вреда, причиненного в результате ДТП. Конечно, как и в любом другом случае, пострадавшему и виновному лучше всего постараться не доводить дело до суда и договориться на основе общей заинтересованности в быстрейшем разрешении конфликта, но такое, увы, не всегда получается. Размер требований можно обосновать, представив показания свидетелей, медицинскую карту, заключения врачей, анамнезы.

    Последовательность действий потерпевшего пешехода, который добивается возмещения вреда, во многом зависит от того, застрахована ли ответственность владельца автомобиля. Если ответственность застрахована по договору ОСАГО, потерпевший может обратиться как в страховую компанию, так и непосредственно к лицу, ответственному за вред. На основании договора об ОСАГО страховая компания должна произвести пострадавшим в результате ДТП страховые выплаты.

    По Закону об ОСАГО, каждый участник ДТП обязан сообщить другим участникам сведения о своем договоре страхования (страховая компания, номер договора). Эти сведения потребуются потерпевшему при обращении в страховую компанию.

    1. если докажет, что вред возник вследствие непреодолимой силы, — освобождается от ответственности полностью.
      При этом непреодолимой силой являются чрезвычайные и непредотвратимые при данных условиях обстоятельства (наводнение, стихийные бедствия, военные действия и пр.). К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств;
    2. если докажет, что вред возник вследствие умысла потерпевшего, — освобождается от ответственности полностью.
      В гражданском законодательстве понятие умысла не раскрыто так полно, как в уголовном, так, в соответствии со ст. 25 УК РФ под умыслом понимается противоправное поведение лица, при котором оно осознает общественную опасность своих действий (бездействия), предвидит возможность или неизбежность наступления общественно опасных последствий и желает их наступления, либо не желает, но сознательно допускает эти последствия, либо относится к ним безразлично;
    3. если грубая неосторожность самого потерпевшего содействовала возникновению или увеличению вреда, в зависимости от степени вины потерпевшего и причинителя вреда размер возмещения должен быть уменьшен (п. 2 ст. 1083 ГК РФ).
      Неосторожностью является такое противоправное поведение лица, которое совершается им по неосторожности (когда лицо предвидит возможность наступления общественно опасных последствий своих действий (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывает на предотвращение этих последствий), — грубая неосторожность, либо по легкомыслию или небрежности (когда лицо не предвидит возможности наступления общественно опасных последствий своих действий (бездействия), хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должно и может предвидеть эти последствия) — простая неосторожность (ст. 26 УК РФ).
      При грубой неосторожности потерпевшего и отсутствии вины причинителя вреда в случаях, когда его ответственность наступает независимо от вины, размер возмещения должен быть уменьшен или в возмещении вреда может быть отказано, если законом не предусмотрено иное (п. 2 ст. 1083 ГК РФ).

    При причинении вреда жизни или здоровью гражданина отказ в возмещении вреда не допускается.

    В соответствии с пунктом 1 статьи 1064 ГК РФ вред, причиненный имуществу гражданина, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Таким образом, необходимо наличие следующих условий: вина пешехода, противоправность его поведения, наступление вреда, а также существование между ними причинной связи. Следовательно, если будут установлены все эти условия возникновения дорожно-транспортного происшествия, то согласно пункту 1 статьи 1064 ГК РФ причиненный владельцу транспортного средства вред в виде механических повреждений автомобиля подлежит возмещению в полном объеме.

    Согласно закону РФ, ОСАГО считается обязательной страховкой, которая должна быть у каждого автовладельца. Конечно, при наступлении рискового случая человек вправе использовать и другие типы защиты движимого имущества (договор КАСКО). Однако получить компенсацию по автогражданке после возмещения вреда по комплексному полису пострадавший не может, что и является первым правилом применения бланка гражданской ответственности.

    Для того, чтоб получить выплату по ОСАГО при ДТП в 2019 году, заявителю нужно придерживаться установленного страховой компанией алгоритма действий по регистрации дорожного происшествия.

    Внимание! Игнорирование единого порядка может стать причиной отказа в компенсации ущерба со стороны СК. Поэтому читать правила, прописанные в договоре, рекомендуется еще до наступления рисковой ситуации.

    Если участники дорожно-транспортного происшествия выяснили между собой виновную сторону по обоюдному соглашению, без привлечения сотрудников ГИБДД, то устное уведомление в страховую компанию все равно направлять необходимо. Но в таком случае невиновный гражданин должен инициировать составление европротокола, чтобы в дальнейшем от выплаты причиненного ему ущерба второй водитель отказаться не смог.

    Важно знать! При отсутствии какой-либо доказательной базы рассчитывать на получение средств по ОСАГО автолюбителю не придется.

    Согласно ФЗ-40 (а именно: ст. 11.1), подавать заявление на получение компенсации по автогражданке нужно не позднее, чем через 5 суток с момента самого происшествия. Если этот период будет преднамеренно нарушен виновником ДТП, то пострадавшей стороне ничего не останется, кроме как выслать инициатору дорожного конфликта досудебную претензию о покрытии нанесенного им ущерба. И только при отсутствии реакции на добровольное обращение, жертва аварии может подавать полноценный иск в суд, требуя от второго участника ДТП выплаты как за моральный, так и за материальный вред.

    Должен ли работник возместить причиненный компании ущерб?

    Узнав о том, как получить страховку после ДТП, важно уточнить еще один не менее важный вопрос: о предусмотренных суммах компенсационных выплат. Зависят они напрямую от формы заключения договора между двумя участниками дорожного конфликта. Например, при составлении европротокола потерпевший гражданин сможет рассчитывать на следующие размеры возмещения по ОСАГО:

    • До 100 тысяч руб. – при получении материального вреда;
    • Не более 25 000 – при гибели пострадавшего водителя или пассажира;
    • Около 425 тыс. рублей – в случае смертельного исхода для человека, являющегося кормильцем семьи.

    При оформлении дорожно-транспортного происшествия с участием ГИБДД, жертва аварии будет претендовать на следующие суммы компенсационных выплат:

    • До 400 тысяч руб. – за урон движимой собственности;
    • До 500 тыс. рублей – за вред здоровью.

    Если же назначенных страховой компанией средств не хватает на ремонт автомобиля или на лечение потерпевшего, то в адрес виновника ДТП направляется досудебное взыскание с суммой недостающей компенсации. При намеренном занижении стоимости полученного пострадавшим автовладельцем ущерба со стороны СК, виновный гражданин может составить цессию, отдав свое право на использование полиса третьим лицам.

    Если гражданин владеет полисом, составленным до 28 апреля 2017 года, то он имеет право потребовать от страховщиков наличного расчета по ОСАГО при любых обстоятельствах. Остальные водители могут претендовать на подобный вариант возмещения ущерба только при определенных условиях:

    • Стоимость восстановительных работ после ДТП превышает установленный лимит СК более, чем на 100 000 рублей;
    • В ходе дорожно-транспортного происшествия был нанесен не только материальный вред, но и моральный ущерб;
    • Страховая компания не имеет аккредитованных экспертов по оценке изувеченных ТС;
    • Пострадавшая в аварии человек имеет инвалидность первой или второй категории;
    • СК не может произвести ремонт автомобиля в течение 30 суток с момента получения заявления от клиента;
    • После вынесения неудовлетворительного вердикта со стороны компании, потерпевший подал жалобу в РСА с просьбой пересмотреть дело (если Российский союз страховщиков одобрит заявление от водителя после проведения восстановительных работ, то компания, осуществляющая защиту гражданской ответственности, сможет потребовать от автомобилиста выплаты регресса).

    При иных обстоятельствах автовладелец будет претендовать на ремонт изувеченного транспортного средства за счет СК. А вот если выплаченной на руки суммы компенсации пострадавшему лицу окажется мало, то он оставит за собою право заключить суброгацию в отношении виновника ДТП.

    Помимо регрессного требования страховая компания наделяется правом требовать возмещения убытков за счет виновника аварии при помощи суброгации. Это делается в случае оплаты страховки пострадавшей стороне в рамках страхового полиса КАСКО. Процедура суброгации для России сравнительно новая, так как появилась только в 2011 году.

    Порядок досудебного урегулирования конфликта обычно имеет место при взыскании страховой фирмой материального ущерба по КАСКО в рамках процедуры суброгации. В этом случае страховщик часто предпочитает вначале направить виновнику аварии письменную досудебную претензию и потребовать от него возмещения ущерба в добровольном порядке.

    Порядок действий при ДТП по ОСАГО 2021г.

    Наступление страхового случая в рамках закона влечет за собой возникновение обязанности у страховщика по компенсации понесенных затрат либо причиненного убытка. Именно в этом и заключается смысл обязательного страхования автогражданской ответственности. Так согласно ст.1 ФЗ №40 страховая компания виновника ДТП возмещает ущерб третьему лицу, которое пострадало в ходе дорожного происшествия.

    В силу ст.12 ФЗ №40 страхователь вправе рассчитывать на компенсацию понесенных убытков в рамках лимита, определенного ст.7 ФЗ №40, то есть не более чем на 400 тысяч рублей при восстановлении автомобиля и 500 тысяч при возмещении вреда здоровью. Однако в ряде случаев страховщик вправе отказать в выплате, в частности:

    • если ремонт либо утилизация авто была осуществлена до осмотра поврежденного имущества страховщиком;
    • если страхователь или потерпевший не предоставили полный пакет документов;
    • если по результатам проведения независимой технической экспертизы невозможно определить размер убытков;
    • если страхователь не в полном объеме исполнил условия договора при наступлении страхового случая.

    Важно! Независимо от числа потерпевших страховая выплата производиться в пределах лимита солидарно. То есть если в аварии пострадало 4 человека, выплату в 500 тысяч разделят между ними.

    Ремонт авто в некоторых ситуациях требует огромных затрат, которые не сопоставимы со стоимостью нового авто той же марки, ввиду чего и проводиться техническая экспертиза. При этом эксперт также должен определить объем ремонтных работ, а страхователь в соответствии с Положением о единой методике, утвердить размер расходов с учетом износа поврежденных деталей и выдать направление на СТО в порядке определенном п.15.1 ст.12 ФЗ №40.

    Однако во исполнение указанной нормы работники станции техобслуживания не имеют права устанавливать детали и узлы, бывшие в употреблении, что конечно отражается на общей сумме затрат по ремонту. Таким образом, даже при проведении восстановления в пределах лимита или меньше, страховая возмещает ущерб только в пределах суммы, утвержденной на основании тех.экспертизы. Разница между выставленным СТО счетом и суммой страховки гаситься за счет страхователя.

    Страховая требует возместить ущерб по ОСАГО

    В силу ст.14 ФЗ №40 к страховщику, произведшему компенсационные начисления в отношении своего клиента, признанного потерпевшим при ДТП переходит право требования регресса к виновнику аварии либо же его страховой компании.

    Так страхователь потерпевшего может потребовать возмещения понесенных расходов, если:

    • вред был причинен умышленно;
    • водитель был в состоянии опьянения;
    • лицо, управляющее авто, не имело водительских прав либо не было включено в договор;
    • виновник аварии скрылся с места происшествия;
    • авто было утилизировано или передано в ремонт до осмотра страховщиками и проведения технической экспертизы.

    Важно! В размер убытков при расчете стоимости страхового случая включаются не только расходы по ремонту, но и по проведению технической экспертизы, а также иных затрат, понесенных в ходе исполнения условий страхового договора.

    Размер возмещенного ущерба страховщиком будет зависеть от статуса участников дорожно происшествия и условий страхового договора. Так если ДТП произошло между двумя автомобилями, выплаты могут быть произведены по двум схемам:

    • страховая компания пострадавшего возмещает ущерб и взыскивает в регрессном порядке с виновника ДТП потраченные средства;
    • расходы на ремонт автомобиля компенсируются за счет страховщика, виновного в дорожном происшествии.

    Если же в аварии пострадал пешеход, выплаты будут произведены за счет страховщика виновного водителя. Пострадавший же в подобной ситуации будет признан третьим лицом, которое обязано во исполнение норм ст.12 ФЗ №40 подтвердить причиненный его здоровью вред.


    Похожие записи:

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован.