Размер ввп и бюджет России 2021 2024 г. г

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Размер ввп и бюджет России 2021 2024 г. г». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Вместе с тем поводов для оптимизма не так много, как кажется на первый взгляд. Уже в текущем втором полугодии темпы роста замедлятся. Во-первых, не будет такой низкой базы, во-вторых, постепенно происходит исчерпание источников роста, а новых правительство пока создать не в состоянии.

Рост национального хозяйства в 2022-м замедлится на полтора процента – до 3,2 %. И в дальнейшем будет продолжаться снижение. Либерально-монетаристский курс Силуанова – Набиуллиной органически неспособен порождать экономический рост. И ладно, если бы у России не было фундамента для того, чтобы обеспечить приемлемые темпы. Но он есть – колоссальные резервы Фонда национального благосостояния (188,1 миллиарда долларов), которые Минфин не желает отдавать на благо развития реального сектора экономики. Россия входит в пятёрку стран с крупнейшими международными резервами, при этом похвастаться ростом ВВП мы не можем. Международные резервы Индии, Тайваня и Южной Кореи меньше, чем у России. Однако если взять показатели допандемийного 2019-го, экономический прирост у перечисленных государств составил 4,2 %, 3 %, 2 % и 1,3 % соответственно. Согласитесь, есть над чем задуматься.

?

По сути, федеральный бюджет — это закон, в котором правительство планирует будущие доходы и расходы государства на обязательства перед населением.

С одной стороны, бюджет отвечает, сколько денег пойдет, например, на здравоохранение, а сколько — на оборону. С другой стороны, это еще и прогноз — какой будет инфляция, сколько страна заработает на экспорте нефти, а сколько получит налогов.

Еще нередко можно услышать другие названия — региональный и консолидированный бюджет. С региональным все просто — его принимают местные законодательные власти, которые планируют расходы местных же органов управления. Консолидированный бюджет может быть и субъекта, и всей страны — он состоит в принципе из всех бюджетов системы, принимаемых на конкретной территории.

?

Дефицит — это превышение расходов бюджета над его доходами. Профицит — наоборот, когда доходы больше расходов. На уровне личного бюджета одного человека или даже семьи профицит, конечно, выглядит более привлекательно, но не все так просто, когда речь идет о бюджете целой страны. В идеале на любом уровне государственной системы бюджеты должны быть сбалансированными, то есть расходы равны доходам.

Впрочем, россиянам в повседневной жизни сложно заметить разницу, сбалансированный, дефицитный или профицитный бюджет сверстало правительство. Ведь дефицит не означает мгновенный экономический крах — это явление вообще достаточно частое. Например, с 2011 по 2019 год все бюджеты были дефицитными.

И наоборот, профицит не приносит сразу небывалых улучшений. Например, в кризисный 2008 год профицит составил 1,6 трлн рублей. Тогда этому способствовали высокие цены на нефть, которая торгуется в долларах.

Главным образом, важно отношение уровня дефицита или профицита к ВВП. В 2020 году оно составит 4,4% ВВП, в 2021 году — 2,4% ВВП, в 2022 году — 1% и в 2023 году — 1,1%. А закрывать дефицит власти планируют преимущественно за счет государственных заимствований.

?

По базовому прогнозу власти в долгосрочной перспективе ожидают умеренное ослабление валютного курса: в среднем до 72,4 рубля за доллар в 2021 году, до 73,1 рубля — в 2022 году и до 73,8 рубля в 2023 году. При этом в «реальном эффективном выражении курс рубля будет оставаться стабильным, что позволит сохранить конкурентоспособность российской экономики и создаст условия для роста несырьевого экспорта», говорилось в пояснительной записке к тогда еще законопроекту федерального бюджета.

?

Нефтегазовые доходы составят 6 трлн рублей, ненефтегазовые — 12,8 трлн рублей. То есть в общем объеме доходов нефтегазовые поступления займут 31,9%. При этом, несмотря на общий рост доходов, по отношению к объему ВВП ненефтегазовые ближайшие три года останутся стабильными — на уровне примерно 11%, а нефтегазовые вырастут — с 4,8% в 2020 году до 5,6% в 2023 году.

Также сбор внутреннего налога на добавленную стоимость (НДС) принесет в бюджет 4,5 трлн рублей, а импортного — 3,1 трлн рублей. Налог на прибыль добавит еще 1,2 трлн рублей, внутренние акцизы — 951 млрд рублей, импортные — 105 млрд. На НДФЛ придется 60 млрд рублей, а на ввозные пошлины — 701 млрд рублей.

Закон предусматривает, что средняя цена нефти марки Urals, которую экспортирует Россия, составит $45,3 за баррель в 2021 году и $46,6–47,5 в 2022–2023 годах. При этом сам документ сверстан исходя из заложенной по бюджетному правилу стоимости Urals $43,3 в 2021 году. Все доходы выше этого уровня пойдут в Фонд национального благосостояния (ФНБ). В 2019 году российская нефть стоила в среднем $63,8 за баррель, а в 2020 году — только $41,8, по оценке Минэкономразвития в начале сентября.

Бюджет России на 2021 год в цифрах — изучаем бухгалтерию государства

Видео 10755

53627

Фото 18442

13672

15328

ВВП России показывает рекордный рост, но обольщаться не стоит

Фото 13745

Фото 13684

2020
(факт)
2021 2022 2023
ИПЦ
(в % дек. к дек. пред. года)
4,9 5,6 4,0 4,0
Ключевая ставка
(% годовых, в среднем за год)
5,1 5,5 6,0 5,5
ВВП
(%, г/г)
-3,0 3,5 2,4 2,2
Номинальная заработная плата
(%, г/г)
6,0 8,0 6,8 6,1
CDS-спред 5Y по России
(б.п., в среднем за год)
109 96 90 88
Курс USD/RUB
(руб. за долл., в среднем за год)
72,3 73,2 72,0 72,8
Нейтральная ключевая ставка
(% годовых)
5,50 Уровень ключевой ставки, при котором денежно-кредитная политика поддерживает в долгосрочном периоде инфляцию и инфляционные ожидания на цели и ВВП на потенциальном уровне
Долгосрочный рост ВВП
(%, г/г)
2,0 Ожидаемые средние темпы роста потенциального ВВП на горизонте 2024 — 2028 годов

Даты проведения опроса: 7 — 13 июля 2021 года.
Методика расчета: результаты опроса являются медианой прогнозов 25 экономистов из различных организаций, принимающих участие в опросе. Если респондент дал свои ожидания в виде интервала, то для расчета учитывалась его середина.

  • Инфляция: в июле прогноз на 2021 год повышен до 5,6% с 4,9% в мае. В 2022 — 2023 годах, по мнению аналитиков, инфляция стабилизируется около цели Банка России.
  • Ключевая ставка: согласно прогнозам, в среднем за 2021 год ключевая ставка составит 5,5% годовых (5,2% в мае). Относительно мая прогноз на 2022 год вырос на 0,5 п.п. до 6,0% годовых. Прогноз на 2023 год и далее остался без изменений — 5,5% годовых.
  • ВВП: прогноз аналитиков по сравнению с маем не изменился. В 2021 году ожидается прирост ВВП на уровне 3,5%. В дальнейшем аналитики прогнозируют замедление темпов прироста до 2,4% и 2,2% в 2022 — 2023 годах и 2,0% далее.
  • Номинальная зарплата: прогноз несколько повышен. В 2021 году ожидается рост на 8,0% (7,1% в мае). В 2022-2023 годах темпы прироста составят 6,8% и 6,1% соответственно (6,5% и 6,3% в мае).
  • CDS-спред: как и ранее, аналитики ожидают снижения странового риска: 5-летний CDS-спред по России уменьшится с 96 б.п. в среднем за 2021 г. до около 90 б.п. в 2022-2023 годах.
  • Курс USD/RUB: по прогнозам аналитиков, в среднем за год в 2021 — 2023 годах будет находиться в диапазоне 72,0 — 73,2 рублей за доллар США (72,5 — 74,0 в мае).
BCS Global Markets Morgan Stanley АКРА ИНГ Банк Евразия НИФИ Минфина Сбербанк ЦМИ Эксперт РА
Credit Suisse Sova Capital Альфа Банк ИНП РАН Райффайзенбанк Сколково-РЭШ ЮниКредит банк
Goldman Sachs Telegram-канал MMI Telegram-канал Твердые цифры VTB Capital Институт Гайдара Ренессанс Капитал ФК Открытие Barclays
J.P. Morgan UBS AG ДОМ.РФ ЛОКО-Инвест Росбанк ЦМАКП ИК РЕГИОН
Сбербанк КИБ ФИНАМ «Центр развития» НИУ ВШЭ

ВВП России по годам: 1991 – 2021

Государственные расходы на здравоохранение в 2019 г. составят 3657 млрд руб.4 и по сравнению с 2018 г. возрастут на 10% в текущих ценах или на 6% в постоянных ценах (см. табл. 1).

Если сравнить бюджет здравоохранения 2019 г. с прошлыми периодами, то выяснится, что после снижения государственных расходов в 2014–2017 гг. он только вернется к уровню финансирования здравоохранения 2012 г. в постоянных ценах. С 2019 по 2021 г. рост расходов на здравоохранение запланирован за счет реализации национальных проектов «Здравоохранение» и «Демография».

С 2018 по 2021 г. расходы бюджетов бюджетной системы (государственные расходы на здравоохранение) возрастут на 23% в текущих ценах, а в постоянных ценах – только на 9% (средний темп прироста составит 3% в год в постоянных ценах). При этом расходы федерального бюджета за этот период возрастут на 38% в постоянных ценах, расходы ФОМС возрастут на 12%, а расходы консолидированных бюджетов субъектов РФ сократятся на 17% в постоянных ценах.

Сегодня в РФ фактические государственные расходы на здравоохранение (из всех источников финансирования – системы ОМС и бюджеты всех уровней) существенно разнятся по субъектам РФ в расчете на душу населения (рис. 8). Так, средневзвешенная по РФ величина государственных расходов на здравоохранение в 2018 г. составила 16,4 тыс. руб. на душу населения. В 80% регионов (66 из 85) данные расходы оказались меньше этой средней величины (расчеты сделаны с учетом применения коэффициента дифференциации бюджетного финансирования, на который были поделены фактические расходы).

Исходя из расчетов следует, что для достижения в РФ ОПЖ 78 лет к 2024 г. потребуется увеличение государственного финансирования здравоохранения на 15% ежегодно в ценах 2018 г., а до 77 лет – на 10% ежегодно. Эти расчеты сделаны при сохранении базовых условий, что ВРП в РФ будет расти согласно темпам, заложенным Минэкономразвития РФ, а потребление алкоголя сократится на 45% с 2018 по 2024 г. [4].

Примем наиболее реалистичный вариант – увеличение государственного финансирования здравоохранения на 10% ежегодно в ценах 2018 г. Это означает, что к имеющимся в 2018 г. 3,3 трлн руб. для формирования расходов на 2019 г. необходимо дополнительно 330 млрд руб. (3300 млрд руб. × 10%) плюс индексация на уровень инфляции (4%). К полученному значению финансирования в 2019 г. (3,8 млрд руб.) прибавляем 10% и снова индексируем на уровень инфляции, таким образом, получаем необходимый уровень финансирования в 2020 г. и т.д.

Полученные значения объемов государственного финансирования здравоохранения представлены в табл. 2. В ней также представлен плановый вариант финансирования здравоохранения, предусмотренный в государственной программе «Развитие здравоохранения». Из табл. 2 следует, что с 2019 по 2024 г. (за 6 лет) при плановом варианте на здравоохранение будет потрачено всего 26,7 трлн руб. в текущих ценах. При расчетном варианте с 10% ежегодным увеличением финансирования потребуется 32,8 трлн руб., т.е. на 6 трлн руб. больше.

В РФ высока доля личных расходов населения на здравоохранение, она составляет 35%, что в 1,3 раза выше, чем в «новых» странах ЕС (27%). Это связано с недостаточными расходами государства на здравоохранение: в 2018 г. подушевые государственные расходы на здравоохранение в РФ были в 1,9 раза ниже, чем в «новых-8» странах ЕС.

В доле ВВП государственные расходы на здравоохранение в РФ составили 3,2% ВВП, что в 1,6 раза ниже, чем в этих странах (5% ВВП). На фоне и так невысоких государственных расходов на здравоохранение в РФ за последние 6 лет (с 2012 по 2018 г.) произошло их сокращение на 4% в постоянных ценах (2012 г. – 100%). Такое уменьшение расходов привело к снижению гарантированных объемов медицинской помощи.

Результаты расчетов показали, что в РФ для достижения ОПЖ 78 лет к 2024 г. наряду с целенаправленной политикой, направленной на снижение потребления крепких алкогольных напитков (снижение на 45% к 2024 г.), необходимо ежегодно увеличивать государственные расходы на здравоохранение на душу населения примерно на 15% в постоянных ценах. Такой темп роста государственных расходов на здравоохранение будет соответствовать 6,5% ВВП в 2024 г., что на уровне стран ЕС в среднем.

Для достижения ОПЖ 77 лет к 2024 г. потребуется увеличение государственных расходов на 10% ежегодно в постоянных ценах. Заложенные в госпрограмме «Развитие здравоохранения» финансовые средства недостаточны для достижения ОПЖ 78 лет к 2024 г. – динамика роста этих расходов с 2018 по 2024 г. составит всего 6% в постоянных ценах. К 2024 г. эти расходы составят 2,9% ВВП, что ниже, чем в 2018 г. (3,2% ВВП).

Самое интересное всегда – то, как складывается структура расходов казны. Она многое объясняет насчёт реальных приоритетов российской власти.

В 2021 году государство будет сокращать общие расходы. Если в 2020 году реальная расходная часть бюджета по существующей оценке – это 23,7 триллиона, то в 2021 году, напомним, все расходы федерального бюджета составят 21,52 триллиона.

Как обычно и бывает, расходы бюджета на силовые органы и армию примерно равны всем социальным расходам.

Раздел “Национальная оборона” в бюджете России на 2021 год – это 3,1 трлн руб., или 14,5% всех расходов. “Национальная безопасность и правоохранительная деятельность” – это почти 2,5 трлн руб., или 11,4% расходов. Всего на силовиков уйдёт 25,9% планируемых расходов казны.

Различают два основных вида Внутреннего Валового Продукта — номинальный ВВП и реальный ВВП.

Номинальный ВВП подсчитывается с учетом текущих изменений инфляции и дохода. То есть расчет показателя ВВП происходит в текущих рыночных ценах и зависит от изменений цен и доходов в стране. Номинальный ВВП растет когда в стране наблюдается инфляция. И напротив при дефляции, то есть падении цен на товары и услуги номинальный ВВП будет снижаться. Другими словами если экономика страны и ее производство за год не выросло, однако инфляция за год составила 4 %, то и номинальный ВВП за этот год в стране вырастет на 4 %.

Реальный ВВП рассчитывается по ценам базового периода, то есть при определении роста ВВП текущего 2021 года берутся цены базового периода, то есть прошлого года — 2021. Реальный ВВП определяется реальным производством в экономике страны. То есть он является более точным показателем для оценки динамики ВВП по годам.

Также при рассмотрении номинального и реального ВВП часто встречается такое понятие как дефлятор ВВП. Дефлятор ВВП определяется как отношение номинального ВВП к реальному, то есть другими словами дефлятор это индекс цен на все товары и услуги произведенные в стране за отчетный период.

Кроме номинального и реального ВВП также существует понятие ВВП на душу населения. Данный показатель отражает средний показатель по стране (или группе стран/региону) материального благосостояния в этой стране. Важно понимать что данный показатель не является прямым отражение уровня жизни, и уровня благосостояния людей в стране, а только является «средней температурой по больнице». В этом показателе не учитывается такая важная составляющая как социальное неравенство. Даже если у страны большой ВВП, большая часть производства и дохода может находится у узкого круга лиц, при том что большое количество людей будут еле сводить концы с концами.

Кроме этого ВВП часто путают с ВНП. ВНП или Валовый Национальный продукт отражает сумму всех товаров и услуг произведенных резидентами, вне зависимости от того где они находятся. То есть само производство может находится за пределами страны. Примечательно что ранее для оценки развития экономики стран использовался именно этот показатель, однако в начале 1990-х его заменили на ВВП.

Стандартизированная формула ВВП:

AD=C+I+G+(X-M)

Общий Спрос = Потребление + Инвестиции + Государственные расходы + Чистый экспорт(экспорт — импорт).

Для расчета Валового Внутреннего Продукта используется три метода:

  • по доходам (распределительный метод)
  • по расходам
  • по добавленной стоимости (производственный метод)

Расчет ВВП по доходам

При расчете ВВП по доходам, или как еще называют распределительным методом, суммируются такие экономические показатели:

  • зарплаты и социальные выплаты
  • рентные и прочие арендные доходы
  • банковские проценты на депозиты
  • прибыль бизнеса
  • налоги
  • амортизационные отчисления

Другими словами суммируются национальный доход + амортизация + налоги. А затем из этой суммы вычитаются — субсидии государства и вычитается — чистый факторный доход.

Расчет ВВП по расходам

При расчете ВВП по расходам суммируется затраты на производство, расходы конечное на потребление, инвестиционный капитал и государственные расходы, а также чистый экспорт страны.

Расчет ВВП по добавленной стоимости (производственный метод)

При расчете ВВП по добавленной стоимости суммируется вся добавленная стоимость. Добавленная стоимость фирмы определяется разностью прибыли фирмы и затратами на производство. Общая добавленная стоимость высчитывается путем вычета из общего уровня выпуска общей ценности промежуточной продукции.

В рейтинге стран мира по ВВП на 2021 год продолжает лидировать США. Валовый внутренний продукт США превышает 21 трлн долларов и продолжает расти в среднем по 2-3 % в год. Однако Китай продолжает наступать и постепенно догоняет США по показателю ВВП. В 2021 году уровень ВВП Китая достиг 14 трлн в год. Кроме этого экономика Китая продолжает расти ежегодно на 6%. Несмотря на торговые войны между двумя лидерами и давление США на Китай, экономика поднебесной по мнению экспертов продолжит расти примерно теми же темпами и через несколько лет обгонит бессменного исторического лидера (с момента внедрения и учета ВВП в 1934 году). По прогнозам экспертов Китай обгонит США по ВВП около 2030 года.

В тройку лидеров по ВВП также вошла экономика Японии, которая стабильно держится последние годы около отметки 5 трлн долларов. В пятерку также вошли Германия с 3,9 трлн долларов и Индия с 2,9 трлн долларов. Далее расположились также Великобритания, Франция, Италия, Бразилия и Канада. Россия по уровню ВВП лишь на 12 месте в 2021 году. Уровень ВВП России в 2021 году составляет около 1,6 трлн долларов.

Не многие знают о самых богатых странах мира. Для определения ведущих экономик мира необходимо учитывать различные показатели. Валовой внутренний продукт (ВВП), местоположение, размер населения и #ВВП на душу населения являются ключевыми экономическими показателями, которые используются для ранжирования экономики по всему миру.

#ВВП на душу населения — это стоимость конечных товаров и услуг, произведенных в стране за год, деленная на среднюю численность населения, зарегистрированную в том же году. Это решающий фактор, который позволяет ранжировать страны по их богатству и сравнивать их друг с другом. Высокий ВВП на душу населения отражает финансовое благополучие людей в этой стране.

Считается, что страны, занимающие высокие места в списке, имеют небольшое население, меньший уровень коррупции, высокий уровень жизни, развитый туризм, процветающую торговлю и массовое производство. Также считается, что у них разнообразная и сложная экономика, и они являются одними из основных мировых экспортеров.

Эти небольшие и богатые страны получают выгоду от сложных налоговых режимов и финансовых секторов, которые помогают им в привлечении профессиональных талантов и иностранных инвестиций.

Поскольку деньги и власть тесно связаны друг с другом, эти богатые страны также являются самыми могущественными в мире. На основе данных Международного валютного фонда и Всемирного банка мы определили #ВВП на душу населения стран и перечислили их в порядке возрастания.

Минэкономразвития повысило прогноз по росту ВВП РФ в 2021 году до 3,8%

Валовый внутренний продукт, рассчитанный по паритету покупательной способности (ВВП по ППС) — стоимость всех конечных товаров и услуг, реализованных в экономике страны за один год (в долларовом эквиваленте), полученная при помощи пересчёта по паритету покупательной способности (ППС), то есть с поправкой на уровень цен в экономике страны (соответственно и покупательную способность валюты).

ВВП (ППС) стран мира по данным Международного валютного фонда

Валовой внутренний продукт по паритету покупательной способности на душу населения — макроэкономический показатель, отражающий рыночную стоимость всех конечных товаров и услуг (с учётом паритета покупательной способности), произведенных в стране за определенный год, в среднем одним человеком (на душу населения). ВВП (по ППС) на душу населения является характеристикой, определяющей уровень экономического развития страны. Все показатели для сопоставимости выражаются в единой валюте — долларе США. Пересчёты из национальных валют, как это принято при международных экономических сопоставлениях, выполняются не по рыночным обменным курсам валют, а по паритету покупательной способности.

Рейтинг стран по ВВП (ППС) на душу населения

ВВП мира по расходам, %, 1970-2021
Показатель 1970 1980 1990 2000 2010 2021
Потребительские расходы 72.9 73.3 75.1 75.7 74.5 73.0
в т.ч. Расходы домохозяйств 57.2 56.6 58.3 59.8 57.1 56.6
Государственные расходы 15.5 16.6 16.7 15.9 17.3 16.6
Частные инвестиции 27.6 27.7 25.6 24.2 24.6 26.3
ВВП 100.0 100.0 100.0 100.0 100.0 100.0

Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов разработаны в соответствии со статьей 165 Бюджетного кодекса Российской Федерации с учетом итогов реализации бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на период до 2020 — 2022 годов. При подготовке Основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики были учтены положения Указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» и от 21 июля 2020 года N 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года», Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 15 января 2020 года, утвержденного Правительством Российской Федерации Общенационального плана действий, обеспечивающих восстановление занятости и доходов населения, рост экономики и долгосрочные структурные изменения.

Целью Основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики является определение условий, используемых при составлении проекта федерального бюджета на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов, подходов к его формированию, основных характеристик и прогнозируемых параметров федерального бюджета и других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на 2021 — 2023 годы.

Распространение новой коронавирусной инфекции стало одним из самых серьезнейших и сложнейших вызовов для мировой экономики в последние десятилетия. В этом году в мире ожидается самый глубокий спад в поствоенный период. Это не могло не затронуть и мировые рынки товаров традиционного отечественного экспорта — в частности, нефтяной рынок, переживающий в этом году самое масштабное в современной истории падение спроса.

В целях сдерживания распространения вируса в России на деятельность многих организаций также накладывались административные ограничения (вплоть до приостановки деятельности отдельных сегментов сферы услуг), а потребительская активность сдерживалась в связи с мерами социального дистанцирования (как вынужденного, таки добровольного).

Таким образом, в связи с глобальной пандемией в первом полугодии 2020 года отечественная экономика оказалась под одновременным воздействием двух мощнейших шоков:

— острое ухудшение внешнеторговых условий в связи с обвалом цен на нефть;

— вынужденное резкое сокращение деловой активности вследствие ограничений, направленных на сдерживание распространения вируса.

Проведение бюджетной политики в соответствии с «бюджетными правилами» позволяет эффективно «локализовать» нефтяную волатильность, обеспечивая устойчивость к такого рода шокам как непосредственно государственных финансов, так и экономики в целом (см. следующий подраздел).

На случай непредвиденных шоков, не связанных с конъюнктурой сырьевых рынков, в бюджетной политике также предусмотрены встроенные стабилизирующие механизмы — возможность увеличения расходов в пределах размера резервного фонда, возможность замещения выпадающих ненефтегазовых доходов бюджета дополнительными заимствованиями, контр-циклическая по отношению к внешним условиям долговая политика (возможность снижения заимствований в случае ослабления курса рубля и наоборот).

Однако, учитывая чрезвычайный масштаб вынужденного сокращения деловой активности, обеспечение соразмерного бюджетного импульса потребовало выхода за рамки встроенных контр-циклических механизмов:

— в целях поддержки бизнеса и населения реализуются пакеты антикризисных мер в стоимостном выражении эквивалентном более 4,5% ВВП;

— с учетом региональных и «забалансовых» мер поддержки, а также сокращения доходов бюджетов бюджетной системы совокупный размер фискального импульса составляет более 9,0% ВВП.

Сдерживание распространения эпидемии посредством мер социального дистанцирования и «карантинных» ограничений направлено на сглаживание пиков заболеваемости в целях минимизации рисков «перегрузки» мощностей системы здравоохранения и сопутствующего снижения эффективности лечения. При этом финансовые потери подверженных ограничениям секторов и компаний создают риски дестабилизирующей рынок труда оптимизации расходов.

Соответственно, с точки зрения смягчения экономических последствий борьбы с пандемией задача:

— с одной стороны, оперативно укрепить мощности системы здравоохранения (в том числе для создания возможности сворачивания/облегчения «карантинных» ограничений);

— с другой стороны, избежать скатывания в кризисную спираль (снижение доходов бизнеса — сокращение занятости и доходов граждан — сокращение спроса — снижение доходов бизнеса).

Соответственно, антикризисные программы поддержки ориентированы в первую очередь на решении этих задач с акцентом на следующих направлениях:

1. укрепление системы здравоохранения;

2. поддержка доходов граждан;

3. поддержка МСП как наиболее уязвимого сегмента отечественного бизнеса;

4. поддержка отраслей и компаний, где деятельность временно приостанавливалась;

5. поддержка бюджетов регионов и внебюджетных фондов.

Проведение с 2017 года бюджетной политики на основе «бюджетных правил» позволило снизить зависимость экономики и государственных финансов от конъюнктуры сырьевых рынков, создало условия для обеспечения предсказуемости экономических, финансовых и фискальных условий.

Глобальная пандемия стала очередной проверкой институтов макроэкономической политики на прочность. Введение мер, направленных на сдерживание распространения вирусной инфекции, привело к сокращению спроса со стороны ключевых отраслей — потребителей нефтепродуктов, включая транспортный сектор. Соответственно, мировой нефтяной рынок столкнулся в этом году с самым масштабным в современной истории падением спроса.

Это не могло не отразиться на ценовой конъюнктуре, особенно в период до заключения соглашения по ограничению добычи между странами ОПЕК и другими крупнейшими производителями нефти. В отдельные периоды в течение 1 полугодия 2020 года цены на нефть падали ниже 10 $/барр.

Последствия беспрецедентного обвала цен на нефть при этом не были драматичными: национальная валюта и финансовые рынки сохраняли стабильность, инфляция и инфляционные ожидания оставались под контролем, не наблюдалось дестабилизации сберегательного поведения, пассивная база банковского сектора сохранила устойчивость.

Федеральный бюджет на 2021 г. и плановый период 2022-2023 гг. Инфографика

  • Консолидация бюджета на выходе из пандемии: мировая практика.
  • Текущее состояние бюджетной политики в России
  • Нацпроекты: изменения 2020 года и будущие планы.
  • Послание президента: новые направления поддержки населения и регионов.
  • Как повлияют на экономический рост дополнительные расходы?

Уровень расходов, возросших на период пандемии и кризиса, будет постепенно снижаться. Определение срока, в который это должно произойти, – один из главных вызовов для фискальной политики всех стран мира на ближайшие годы.

Государственные расходы всех стран в мире – как развитых, так и развивающихся – в 2020 году выросли на фоне борьбы с пандемией COVID-19 и сопутствующим экономическим кризисом. В развитых странах на борьбу с пандемией потратили около 17% от ВВП, в странах со средним доходом эта цифра составила 4% от ВВП, а в наименее развитых странах – 1.6% от ВВП. Объемы дополнительных расходов представлены без учета государственных гарантий, льготных кредитов, но с учетом налоговых льгот.

Постоянные расходы на социальную политику и здравоохранение остаются на прежнем уровне, на ЖКХ, образование и экологию – сокращаются. Дефицит бюджета будет восполняться за счет размещения гособлигаций. Условия для бюджетной консолидации в целом благоприятны.

Федеральный закон 380-ФЗ был принят в 2019 году, в марте 2020 года в него были внесены изменения на фоне объявления пандемии COVID-19. В конце 2020 года был утвержден федеральный закон 385-ФЗ о федеральном бюджете на 2021-2023 годы.

Текущий федеральный закон 385-ФЗ предполагает номинальное увеличение расходной части бюджета на 2021 и 2023 годы, но некоторое сокращение в 2022 году по сравнению с более ранними планами.

Уровень исполнения расходов на нацпроекты в целом не высок. Сохраняется тенденция к образованию перекосов в расходовании средств в сторону последних отчетных месяцев.

В целях соответствия указу президента «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года», подписанному в июле 2020 года, паспорта национальных проектов должны были быть обновлены. Первоначально предполагалось, что переутверждение паспортов произойдет до 30 октября 2020 года, затем срок был сдвинут на 1 апреля 2021 года. На момент написания отчета обновленные паспорта не появились в открытых источниках информации, однако на «Едином портале бюджетной системы Российской Федерации» можно найти обновленные сведения о финансовом обеспечении нацпроектов. Также заметно, что названия некоторых нацпроектов слегка видоизменились, а также в список добавилась комплексная программа «Развитие техники, технологий и научных исследований в области использования атомной энергии в Российской Федерации на период до 2024 года». К объемам финансового обеспечения в переутвержденных паспортах возникает серьезный вопрос относительно объемов за прошедшие периоды – 2019 и 2020 год. По данным Минфина РФ за 2019 год было исполнено около 1,6 трлн расходов на нацпроекты, в 2020 году – 2,15 трлн рублей, что не соответствует выделенным объемам на 2019 и 2020 год в соответствии с обновленными паспортами.

Минэкономразвития представило прогнозы по ВВП и инфляции до 2024 года

2020 2021
Наименование национального
(федерального) проекта
План Исполнение за год % исполнения План Исполнение на 01.04.2021 % исполнения
ВСЕГО: 2206 698.2 2 149 112.6 97.39% 2 285 233.3 384 510.8 16.8%
Национальный проект «Демография» 703 815.1 689 635.6 97.99% 758 019.2 170 681.8 22.5%
Национальный проект «Здравоохранение» 307 601.4 295 747.0 96.15% 254 682.3 64 250.4 25.2%
Национальный проект «Образование» 133 040.2 114 956.4 86.41% 152 265.5 10 325.2 6.8%
Национальный проект «Жилье и городская среда» 169 213.3 168 660.1 99.67% 132 736.2 36 474.8 27.5%
Национальный проект «Экология» 64 641.8 63 097.1 97.61% 81 624.4 6 320.6 7.7%
Национальный проект «Безопасные и качественные автомобильные дороги» 157 693.5 155 719.3 98.75% 279 016.5 31 514.8 11.3%
Национальный проект «Производительность труда и поддержка занятости» 4 110.7 4 058.1 98.72% 4 978.9 594.1 11.9%
Национальный проект «Наука» 40 650.8 40 333.6 99.22% 99 987.6 18 107.9 18.1%
Национальный проект «Цифровая экономика» 88 994.0 86 318.5 96.99% 157 235.3 10 193.7 6.5%
Национальный проект «Культура» 16 079.0 15 830.4 98.45% 22 887.5 3 854.0 16.8%
Национальный проект «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» 63 688.9 61 693.7 96.87% 57 673.6 4 258.8 7.4%
Национальный проект «Международная кооперация и экспорт» 72 192.7 70 426.7 97.55% 97 815.1 5 334.8 5.5%
Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры (транспортная часть) 384 976.8 382 636.0 99.39% 186 311.1 22 599.7 12.1%

Запланированы дополнительные социальные расходы на выплаты семьям с детьми и инфраструктурные кредиты регионам.

В послании Федеральному собранию в 2021 году президент объявил о введении ряда мер поддержки для семей с детьми, включая выплаты для семей с детьми школьного возраста, неполных семей с детьми, нуждающихся беременных женщин. Кроме того, глава государства поручил Федеральному собранию подготовить целостную систему мер поддержки для семей с детьми.

По оценке министра финансов Антона Силуанова, объем дополнительных расходов на реализацию озвученных мер составит 400 млрд рублей за два года.

Можно прогнозировать, что в рамках системы мер по поддержке семей с детьми дополнительные социальные расходы станут постоянными. По нашей оптимистичной оценке, ежегодные дополнительные 200 млрд руб. социальных расходов принесут дополнительно не более 0,025 п.п. экономического роста в 2021 и в 2022 годах.

Следует отметить, что повышение социальных расходов направлено, в первую очередь, не на ускорение темпов экономического роста, а на сокращение социального неравенства, которое, в частности, вызвано стагнацией реальных доходов российских домохозяйств на фоне общей стагнации экономики.

В рамках послания президента также был поднят вопрос о финансовой устойчивости регионов. Для регионов, уровень задолженности которых превышает 25% от налоговых и неналоговых доходов бюджета, предусмотрены бюджетные кредиты со сроком погашения до 2029 года – с тем, чтобы снизить уровень задолженности до 25% от доходов.

Под этот критерий на 1 апреля 2021 года попадало больше половины российских регионов (53 из 85 субъектов РФ), при этом лишь несколько из них перешли в эту категорию после начала пандемии COVID-19.

    • Динамика ВВП
      • 2021
        • 1-й кв: Снижение ВВП на 1%
        • МВФ прогнозирует сильный рост ВВП России

        По оценкам Федеральной службы госстатистики (Росстата), ВВП России в 2019 году вырос на 1,3% против 2,5% годом ранее. Темпы роста российской экономики оказались самыми маленькими с 2016 года.

        Объем ВВП России за 2019 год составил в текущих ценах 110 трлн 046,1 млрд рублей (ранее сообщалось о 109 трлн 361,5 млрд рублей). Индекс-дефлятор по отношению к среднегодовым ценам 2018 года составил 103,8%.

        Рост реального ВВП по итогам 2017 г. зафиксирован впервые с 2014 г. При этом в фазу восстановительного роста ключевой экономический показатель вышел, начиная с 4 квартала 2016 г.

        Тайна роста ВВП: как Россия опередила Америку в экономическом соревновании

        За первое полугодие 2015 года снижение ВВП составило 3,5% в годовом выражении, причем в I квартале падение составило 2,2%, а во II квартале — 4,7% по данным Внешэкономбанка, или 5-5,5% год к году по данным ВШЭ. Если I квартале 2015 г. кризисные явления затронули в первую очередь непромышленные сектора: торговлю (-7,6%), финансовый сектор (-3,9%), операции с недвижимостью, деловые услуги (-3,3%) и персональные услуги (-6,9%), то во II квартале суммарные показатели падения ВВП ухудшались именно за счет падения промышленного производства.

        По данным Росстата, номинальный объем российского ВВП в 2013 г. составил 66,7 трлн руб., его реальный рост — 1,3%.

        По итогам 2012 года экономика России выросла на 3,4 процента, однако основной рост пришелся на начало года. Со второй половины 2012 года темпы увеличения ВВП сокращаются.

        • В ноябре 2012 года по прогнозу министерства, в четвертом квартале ВВП должен в годовом исчислении вырасти на 2,6-2,7 процента, а рост за весь год составит 3,5 процента. Такую же оценку дает и Всемирный банк, который также предсказывает незначительное ускорение роста (до 3,6 процента) по итогам 2013 года.
        • «ВТБ Капитал» приводила следующий прогноз экономических показателей до 2016 года:
        • По итогам 2011 года российский ВВП увеличился на 4,3 процента.
        • ВВП России вырос по итогам I полугодия 2011 г. на 3,9%, а во II полугодии ожидается рост на 4,5%. Об этом сообщила министр экономического развития Эльвира Набиуллина на заседании президиума правительства.

        В свою очередь замглавы ведомства Андрей Клепач добавил, что во II квартале темпы экономического роста несколько замедлились по сравнению с I кварталом. Если в I квартале ВВП вырос на 4,1% к аналогичному периоду 2010 года, то во II квартале рост оценивается в 3,7%. «Июнь продолжил тенденцию к достаточно устойчивому экономическому росту», — отметил замминистра. С учетом сезонного фактора, по данным министерства, экономика страны в июне продемонстрировала рост в 0,3%, тогда как в мае этот показатель составлял 0,4% к предыдущему месяцу.

        Несмотря на увеличение темпов развития, связанное с повышением цен на нефть и газ, состояние российской экономики остается неутешительным, отмечают в «Эрнст энд Янг» (4 октября 2011 года). Достигнув 4,5% в четвертом квартале 2010 года, рост ВВП в годовом исчислении снизился до 4,1% в первом квартале и до 3,4% во втором квартале 2011 года. Данные с сезонными корректировками пока не готовы, однако аналитики предполагают, что ежеквартальный рост снизился во втором квартале до 0,4%, что значительно ниже обычных показателей. Такой результат совершенно не оправдывает ожиданий, сложившихся исходя из достаточно обнадеживающих показателей объемов промышленного производства и розничных продаж. Безусловно, на ослабление экономики повлияло ухудшение ситуации в еврозоне, где темпы развития резко снизились ввиду распространяющихся опасений кризиса государственного долга. Настроения на рынке значительно ухудшились, что привело к бегству инвесторов в высоконадежные активы. В России эта тенденция проявилась в резкой активизации продаж на местных фондовых биржах и падении рубля на 5,8% к бивалютной корзине. Замедление роста мировой экономики и нежелание инвесторов принимать на себя риски представляют собой основную угрозу для России ввиду их влияния на цены на нефть, несмотря на то что до настоящего момента эти цены определялись объемами спроса.

        Однако Россия все еще может рассчитывать на рост экономики, говорят в «Эрнст энд Янг». Инфляция замедляется, что в свою очередь приводит к увеличению реальной заработной платы и удерживает процентные ставки, а в бюджете, принятом в сентябре 2011 года, в краткосрочной перспективе запланированы дополнительные расходы и повышение зарплат. После первого полугодия, которое не принесло ожидаемых результатов, прогнозируемые показатели увеличения ВВП в 2011 году были снижены до 3,8%. Несмотря на это, показатели должны снова вырасти ближе к 2012 году как следствие роста потребительского спроса.


        Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.