Тарифы на сбор вывоз утилизацию переработку и захоронение ТБО

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Тарифы на сбор вывоз утилизацию переработку и захоронение ТБО». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

1. Настоящая Методика расчета тарифа на сбор, вывоз, утилизацию, переработку и захоронение твердых бытовых отходов (далее – Методика) разработана в соответствии с подпунктом 29) статьи 17 Экологического кодекса Республики Казахстан от 9 января 2007 года и предназначена для расчета тарифа на сбор, вывоз, утилизацию, переработку и захоронение твердых бытовых отходов (далее – ТБО).

2. Расчет тарифа на сбор, вывоз, утилизацию, переработку и захоронение ТБО производится через себестоимость, которая отражает фактические затраты специализированных организаций, сгруппированные по экономическим элементам и статьям калькуляции.

Полная себестоимость услуг (С) определяется как сумма затрат на выполнение работ по сбору, вывозу, утилизации, переработке и захоронению ТБО, а также общеэксплуатационных и внеэксплуатационных расходов.

Себестоимость калькуляционной единицы определяется путем деления полной себестоимости на объем/массу собранных, вывезенных, утилизированных, переработанных и захороненных ТБО.

Основные показатели работы предприятий по сбору и вывозу ТБО представлены в приложении 1 к настоящей Методике.

При расчете нормативных затрат на сбор и вывоз ТБО целесообразно учитывать средние расходы на 1 рейс специализированной машины.

Под одним рейсом понимается однократный совокупный цикл движения спецмашины, начинающийся от первого места сбора ТБО и после объезда специализированной машиной площадок по установленному технологией перевозок маршруту до полной загрузки специализированной машины, заканчивающийся местом захоронения ТБО.

Таблицы для расчета полной себестоимости сбора, вывоза, утилизации, переработки и захоронения ТБО представлены в приложении 2 к настоящей Методике.

3. Расчет тарифа специализированными организациями, оказывающими услуги по сбору, вывозу, утилизации, переработке и захоронению ТБО, рассчитывается по отдельности и определяется по формуле:

ФС = С + П,

где:

ФС — потребность в финансовых средствах специализированных организаций;

С — полная себестоимость (затраты);

П — прибыль.

При этом, прибыль – это разница между выручкой от оказания услуг (реализации продукции, работ) и затратами на производство и реализацию, включаемыми в себестоимость:

П = Доход – Затраты.

4. Сумма по услугам по сбору, вывозу, утилизации, переработке и захоронению ТБО определяется по формуле:

ФС общ = ФС сбор + ФС вывоз + ФС утил + ФС перераб + ФС захор

В случае отсутствия одного или нескольких услуг, используется значение – 0.

5. Годовой тариф на услуги специализированных организаций на единицу (объем/массу) ТБО рассчитывается следующим образом:

Порядок сбора, вывоза и утилизации ТКО (ТБО)

Показатели

Единица измерения

Отчетный период

Плановый период

Примечание

План

Факт

1

2

3

4

5

6

7

1.

Парк специальных машин, всего, в том числе по маркам машин

единиц

2.

Срок эксплуатации специальных машин по маркам

лет

3.

Продолжительность смены

час

4.

Коэффициент использования парка машин, всего, в том числе по маркам машин

%

5.

Число поездок с ТБО, всего, в том числе по маркам машин

единиц

6.

Koличество ТБО, загружаемых в специальную машину за 1 рейс, всего, в том числе по маркам машин

м3

7.

Вывезено ТБО, всего, в том числе по маркам машин

м3

8.

Пробег машин, всего, в том числе по маркам машин

км

Приложение 2
к Методике расчета тарифа на
сбор, вывоз, утилизацию,
переработку и захоронение
твердых бытовых отходов

Расчет полной себестоимости сбора, вывоза, утилизации, переработки и захоронения ТБО.

Показатели

Отчетный период

Затраты и себестоимость, тенге/год

Примечание

1

2

3

4

5

1.

Затраты на сбор и вывоз ТБО, в том числе:

Затраты на оплату труда

Отчисления из фонда оплаты труда

Амортизация

Затраты на топливо

Затраты на материалы

Затраты на техническое обслуживание и ремонт специальных машин

Цеховые расходы

2.

Полная себестоимость сбора и вывоза ТБО

Показатели

Отчетный период

Затраты и себестоимость, тенге/год

Примечание

1

2

3

4

5

1.

Затраты на переработку ТБО, в том числе:

Затраты на оплату труда

Отчисления из фонда оплаты труда

Амортизация

Затраты на энергию

Затраты на материалы

Затраты на техническое обслуживание и ремонт специальных машин

Цеховые расходы

2.

Полная себестоимость переработки ТБО

Обзор нового закона о вывозе мусора

Показатели

Отчетный период

Затраты и себестоимость, тенге/год

Примечание

1

2

3

4

5

1.

Затраты на захоронение ТБО, в том числе:

Затраты на оплату труда

Отчисления из фонда оплаты труда

Амортизация

Затраты на энергию

Затраты на материалы

Затраты на техническое обслуживание и ремонт специальных машин

Цеховые расходы

Затраты на эмиссии в окружающую среду

2.

Полная себестоимость захоронения ТБО

Настоящий материал разработан на основе «Концепции реформы жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации», одобренной Указом Президента Российской Федерации от 28 апреля 1997 г. N 425, а также в развитие основных положений Федеральной целевой программы «Отходы» и подпрограммы «Техническая политика в области управления твердыми бытовыми отходами», утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 сентября 1996 г. N 1098.

Концепция подготовлена:

творческим коллективом Академии коммунального хозяйства им. К.Д. Памфилова: зав. отделом Санитарной очистки городов, канд. техн. наук Н.Ф. Абрамов, зав. лабораторией Экологических проблем городов, д-р. техн. наук А.Н. Мирный, зав. лабораторией Термических методов обезвреживания ТБО Б.М. Спасский;

зам. начальника Управления жилищно-коммунальной сферы Госстроя России В.П. Ковалевским;

зам. начальника отдела Управления жилищно-коммунального хозяйства Госстроя России Л.Н. Гавриковым;

зав. лабораторией института НИИЭЧГОС им. Сысина РАМН, д-ром медиц. наук Н.В. Русаковым;

рук. регионального отделения Академии естественных наук, д-ром техн. наук Л.С. Скворцовым;

нач. отдела Охраны окружающей среды института ГИПРОКОММУНСТРОЙ B.C. Масловым;

техническим директором ЗАО «ПЭТ» Б.И. Левиным;

ген. директором ОАО «КОМТЕХМАШ», д-ром техн. наук В.А. Самойловым;

в.н.с. МОСВОДОКАНАЛНИИПРОЕКТ, канд. техн. наук В.Н. Абрамовым.

Концепция предназначена для руководителей жилищно-коммунальных служб городов и регионов России, а также для руководящих работников Госстроя России, осуществляющих долгосрочное планирование в области управления твердыми бытовыми отходами.

В настоящее время деятельность жилищно-коммунального хозяйства в области управления ТБО сопровождается весьма большими потерями ресурсов, а также увеличением загрязнения окружающей среды.

Первым этапом системы управления отходами является организация сбора в местах их образования. Сбор производится в металлические контейнеры, устанавливаемые на территории домовладения. Тип и вместимость применяемых контейнеров зависят от количества накапливаемых отходов, типа и этажности застройки, а также от способа погрузки и вывоза ТБО. Изготовленные из металла контейнеры обладают значительной массой, невысокой коррозионной стойкостью и адгезией к влажным отходам, а также большими затратами на их эксплуатацию. Срок службы таких контейнеров не превышает 2 лет, что в 2 — 2,5 раза ниже нормы. Фактические потери страны составляют 5 — 7 млн. т листовой стали ежегодно.

В России выпускается достаточно широкий спектр машин для вывоза ТБО, которые отличаются:

— назначением (машины для вывоза отходов из жилых и общественных организаций, машины для вывоза крупногабаритных отходов);

— вместимостью кузова (мини-мусоровозы вместимостью 7 — 10 куб. м; средние вместимостью 16 — 45 куб. м; большегрузные транспортные мусоровозы вместимостью более 45 куб. м);

— механизмами загрузки отходов;

— характером процесса уплотнения отходов (непрерывный, циклический);

— системой выгрузки отходов из кузова (самосвальный или принудительный с помощью выталкивающей плиты).

Сопоставление показателей технического уровня выпускаемых отечественной промышленностью специальных машин для санитарной очистки городов с лучшими зарубежными аналогами показало, что отечественные машины в основном обеспечивают технологический процесс загрузки, транспортирования и выгрузки ТБО, но отстают от лучших зарубежных образцов по следующим показателям:

— массе машин и спецоборудования;

— номинальной мощности двигателя;

— расходу топлива;

— эффективности работы гидравлического привода рабочих органов.

Отсутствуют отечественные машины для обслуживания городов Севера и Крайнего Севера, которые должны выполняться в специальном исполнении, что увеличивает в 2 — 2,5 раза себестоимость удаления ТБО в этих районах. Также не выпускаются серийно машины для мойки несменяемых контейнеров, что ухудшает экологическую обстановку в городах.

В связи с ростом городского населения все большее значение приобретает проблема вывоза отходов на дальнее расстояние.

Среднее по России расстояние вывоза ТБО составляет 20 км, в крупных городах с населением более 500 тыс. жителей оно возрастает до 45 км и более. По данным обследования 100 городов РФ (без Москвы и Санкт-Петербурга), около 45% всех ТБО транспортируются на расстояние 10 — 15 км, 40% — на 15 — 20 км, а 15% всех отходов — на более чем 20 км. Как показывают статистические данные, дальность вывоза ТБО ежегодно возрастает в среднем на 1,5 км, а себестоимость их транспортировки соответственно на 15 — 20%.

Одним из реальных путей сокращения транспортных расходов является переход к двухэтапной системе вывоза ТБО с применением мусороперегрузочных станций (МПС) и большегрузных транспортных мусоровозов. Анализ показывает, что путем внедрения двухэтапного вывоза можно сократить транспортные расходы на 30%. Одновременно сокращаются выбросы в атмосферу от мусоровозного транспорта.

Накопление ТБО в РФ в 1998 году составило около 30 млн. т. С учетом увеличения удельных норм накопления прогнозируется их рост к 2005 году до 35 млн. т. Основная масса ТБО вывозится из городов и поселков городского типа на свалки и полигоны, занимающие в стране свыше 40 тыс. га земли; кроме того, около 50 тыс. га составляет площадь закрытых (заполненных) свалок и полигонов. Дополнительно ежегодно для захоронения ТБО отчуждается около 1 тыс. га.

Из всего количества полигонов только около 8% отвечают санитарным требованиям, большинство полигонов представляют значительную эпидемиологическую опасность, нарушают природный ландшафт и являются источником загрязнения почвы, подземных и грунтовых вод, атмосферного воздуха. Следует отметить, что, несмотря на опасность для окружающей среды, многие из уже переполненных и формально закрытых полигонов продолжают принимать значительные объемы ТБО, что обеспечивает их владельцам получение высоких доходов.

При обращении с ТБО необходимо учитывать, что они содержат ценные утильные компоненты. В табл. 1 представлен ориентировочный морфологический и физико-химический состав ТБО городов России, расположенных в разных климатических зонах.

Таблица 1

МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ И ФИЗИКО-ХИМИЧЕСКИЙ СОСТАВ ТБО ДЛЯ РАЗНЫХ КЛИМАТИЧЕСКИХ ЗОН, % ПО МАССЕ

Организация санитарной очистки городов от ТБО, применяемые технические средства и формы обслуживания во многом определяются конкретными условиями, из которых основными являются:

— численность и плотность городского населения;

— уровень благоустройства жилищного фонда (наличие канализации, централизованного отопления и теплоснабжения, этажность и наличие мусоропровода);

— климатические и другие природные условия;

— архитектурно-планировочная композиция города;

— состояние и перспектива развития жилой застройки;

— экономические возможности.

Вывоз бытовых отходов по правилам 2021

Одним из основных условий выхода из создавшегося положения в области обезвреживания ТБО является снижение потоков отходов за счет селективного сбора и организации предварительной сортировки. Необходимо начать освоение и серийный выпуск специального оборудования для селективного сбора, контроля и предварительной сортировки вторсырья на приемных пунктах, а также развить сеть приемных пунктов. Из практики европейских стран известно, что оптимальным считается расположение одного пункта комплексного приема вторичного сырья (макулатура, полимеры, стекло, металлические банки) на 10 — 15 тыс. жителей. Площадь одного приемного пункта составляет около 100 кв. м.

Практический опыт переработки ТБО в России и зарубежных странах показывает, что не существует какого-либо одного универсального метода, удовлетворяющего современным требованиям экономики и ресурсосбережения. Конкретно для каждого региона и населенного пункта метод переработки ТБО выбирается исходя из местных условий:

— состава и свойств ТБО, изменения по сезонам года;

— годовой нормы накопления ТБО;

— климатических условий;

— потребности в органических удобрениях, энергетических ресурсах и вторичном сырье;

— экономических факторов.

Для мегаполисов в наибольшей степени подходит проектирование и строительство комплексных заводов, обеспечивающих использование отходов как источника энергии и вторичного сырья. Построение промышленной технологии именно по принципу комбинации различных методов переработки ТБО нивелирует недостатки каждого метода, взятого в отдельности. Именно комплексная переработка ТБО обеспечивает в совокупности малую отходность производства, его максимальную экологическую и экономическую целесообразность. При использовании технологии «сортировка + сжигание» количество шлака снижается до 15% исходного ТБО, а золы — до 1%, причем шлак может вовлекаться в промышленную переработку (производство строительных материалов по известным технологиям). При этом предварительная сортировка улучшает и ускоряет процесс компостирования органических веществ ТБО, облегчает очистку компоста от примесей, снижает потребную производительность оборудования для термической и биотермической обработки ТБО, улучшает состав отходящих газов, облегчает ведение процесса термообработки в оптимальном режиме.

Для городов с населением 100 — 200 тыс. жителей целесообразна разработка упрощенной технологии обезвреживания и утилизации ТБО.

Для городов с населением около 100 тыс. жителей, расположенных в южных районах, целесообразно применение полевого компостирования ТБО с предварительным отбором утильных фракций.

Складирование отходов на полигонах остается пока основным методом обезвреживания отходов. Для сокращения площадей под полигоны разработаны методы многоярусного складирования с многократным уплотнением, что позволяет значительно увеличить нагрузку на единицу площади. При высотной схеме ТБО укладываются на высоту более 20,0 м.

Опыт строительства и эксплуатации полигонов для ТБО требует:

— разработки экономичных и эффективных материалов для промежуточной изоляции и противофильтрационных экранов в основании полигонов ТБО;

— разработку и внедрение специальных катков-уплотнителей;

— разработку оборудования для сбора и очистки фильтрата, сбора и утилизации биогаза.

Одним из основных показателей, определяющих эффективность системы обращения с твердыми отходами, является степень их утилизации. Разработанные процессы первичной сортировки ТБО, а также ручного или механизированного разделения на предприятиях по их переработке позволяют выделить такие ценные компоненты отходов, как черный и цветной металл, пластмасса, стекло, и превратить основную массу ТБО в органическое удобрение, тепловую энергию, строительные материалы.

Таким образом, уже на сегодняшнем уровне технологии утилизации имеется возможность практического использования более 70% ТБО.

Проблема подготовки утильных фракций и превращения их во вторичное сырье не всегда решается просто и эффективно. Отходы черного и цветного металла после отделения от основной массы ТБО прессуются и пакетируются, что обеспечивает их готовность к отправке на соответствующие литейные производства.

Отходы стекла могут быть использованы для переработки в изделия из технического стекла, например, для строительства, где чистота стекла не имеет определяющего значения.

Основные трудности вторичного использования полимерных материалов обусловлены двумя факторами: загрязнением и несоответствием свойств вторичного полимера свойствам исходного сырья (гранул для переработки из расплава). Оценка стоимости переработки вторичной полимерной тары в те же изделия показывает, что этот процесс невыгоден — предматериал требуемой чистоты получается дороже исходного и потому неконкурентоспособен.

Анализ применения вторичной пластмассы ориентирует ее рынок прежде всего на неполимерные области, например на производство древесно-полимерных плит, бетона и т.п. Для этих целей не требуется столь высокой степени очистки и сортировки вторичных полимеров. Однако и в этом случае процессы их сбора, подготовки и переработки должны осуществляться под строгим контролем. Основные этапы такой работы включают в себя:

— определение технических требований к вторполимеру для конкретного применения;

— разработка материала на основании заданных его характеристик;

— проверка качества изготовленного материала.

Первый этап особенно эффективен при работе с постоянными поставщиками ТБО, в частности с торговыми и промышленными предприятиями. Отходы розничной торговли представлены в основном упаковочной пленкой различной толщины. Отходы предприятий — некондиционной продукцией и собственно отходами, например, процессов гранулирования или литья.

Особое место среди полимерных отходов занимают бутылки для напитков из полиэтилентерефталата (ПЭТФ). Объем их производства по стране превышает 200 тыс. т в год. Для производства таких бутылок используют специальный пищевой полиэфир, не содержащий, в частности, альдегидов. Основное производство ПЭТФ, созданное в СССР, находится в настоящее время в Белоруссии. Небольшое производство этого полимера в Курске не обеспечивает необходимым сырьем выпуск волокна лавсан. Пищевой ПЭТФ поступает из-за границы. Поэтому проблема вторичного использования бутылок стоит крайне остро. Регенерированный ПЭТФ может быть использован для изготовления полиэфирного штапельного волокна-наполнителя утепленных изделий (курток, пальто и т.п.), для ковровых изделий, контейнеров, лотков и поддонов для непищевых продуктов, бамперов, решеток и дверных панелей автомобилей и т.п. В настоящее время основная трудность использования бутылок связана с их отбором и транспортировкой к месту переработки. Радикальным решением этого вопроса может быть создание заводов по механизированной переработке ТБО с отбором бутылок как одной из утильных фракций.

Несмотря на рост производства синтетических полимеров и изделий из них, природные полимеры, и в первую очередь целлюлоза, еще продолжительное время будут иметь преобладание в общем объеме производства полимерных материалов технического и бытового назначения. В настоящее время годовое производство только двух видов продукции — бумаги и волокна на основе целлюлозного сырья — в пять-шесть раз превышает объем выпуска синтетических полимерных материалов. Это соотношение увеличивается еще больше при учете использования целлюлозных материалов в строительстве.

Следовательно, количество макулатуры в отходах будет увеличиваться, что подтверждают данные исследований за последние десять лет. Поскольку целлюлозный материал универсален, он широко применяется для изготовления полиграфической продукции, упаковки, тепло- и электроизоляции и т.п. Однако необходимо учитывать, что на характеристики отходов целлюлозного материала оказывают влияние фактор времени, соли тяжелых металлов, влага, загрязненность гидрофобизирующими пропитками и ряд других факторов.

Рост доли макулатуры в ТБО не привел к увеличению использования ее в промышленном секторе экономики. Объем макулатуры в производстве продукции за пять последних лет упал в 16,5 раза, однако уровень использования макулатуры по отношению к объемам ее образования снизился в целом с 22,6 до 3,3%.

Сложность положения в области управления отходами требует, чтобы параллельно с совершенствованием существующих финансово-экономических механизмов создавались новые экономические механизмы и проводились организационные мероприятия, направленные на покрытие затрат на санитарную очистку населенных мест за счет внебюджетных источников, что полностью соответствует подходам, отраженным в концепции реформирования жилищно-коммунального хозяйства.

Чем больше город, тем серьезнее проблемы сбора, вывоза и утилизации ТБО. Они влияют на:

  • Экологию;
  • Экономику;
  • ЖКХ.

Для решения этих вопросов разрабатываются технологии по обращению с твердо-бытовыми отходами, законодательная база.

Хранение ТБО

ТБО до транспортировки к местам захоронения, утилизации хранятся на оборудованных местах.

  1. Площадки для временного хранения располагаются в доступном месте. На них и вокруг поддерживается порядок, чистота. Размещается место с подветренной стороны дома.
  2. Площадки для контейнеров делают из водонепроницаемых покрытий, с обваловкой, обособленным ливнестоком.
  3. Для временного хранения применяются контейнеры, которые препятствуют разложению и гниению ТКО.

Правила вывоза отходов в частных домах: договор, размер оплаты услуги, штрафы

Законодательными актами, СНиПами, правилами установлены нормы по хранению, способах сбора ТКО, перевозки, утилизации, получению лицензии.

  • No89-ФЗ от 24 июня 1998 года «Об отходах производства и потребления»
  • No 99-ФЗ от 04.05.2011 «О лицензировании отдельных видов деятельности». Устанавливает, когда нужно получение лицензии
  • No96-ФЗ от 4 мая 1999 года No 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»
  • No7- ФЗ от 10.01.2002 «Об охране окружающей среды»
  • No52-ФЗ от 30 марта 1999 года No 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»

В едином ФЗ определены принципы, понятия, разъяснены термины связанные с хранением, переработкой, транспортировкой ТБО. Прописаны обязанности, права граждан, полномочия местных органов. Муниципальные органы теперь могут устанавливать способы сбора ТКО, правила вывоза, утилизации ТБО. Здесь установлена степень ответственности при нарушениях, разъяснены правила учета, нормирования, ведение отчетности.

С 1 января 2018 года начал действовать закон N503 «О внесении изменений в федеральный закон «Об отходах производства и потребления» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», регламентирующий раздельный сбор ТБО. Теперь перед утверждением территориальной схемы размещения отходов требуется согласие жителей.

В ФЗ No 89 и 99 написано, что при работах по переработке ТКО имеющих I-IV класс опасности необходима лицензия. Выдают разрешение органы федеральной службы, исполняющие надзорную функцию в области природопользования.

Для оформления необходимо подать документы, подтверждающие, что в компании, занимающейся переработкой мусора, соблюдены экологические, санитарные, эпидемиологические нормы, создана техническая база. Лицензия выдается бессрочно. Оформление разрешения занимает от 2 до 4 месяцев.

Региональным оператором называется коммерческая организация, занимающаяся сбором, вывозом ТБО на закрепленной территории. Статус получает компания занявшая первое место в конкурсе. Региональный оператор выбирается на срок до 10 лет. При несоблюдении норм законодательства компания лишается статуса.

Региональный оператор заключает договор с органами исполнительной власти. Зона обслуживания определяется согласно территориальной схеме обращения с отходами. В своей деятельности оператор руководствуется требованиями законодательства, региональной политикой того субъекта Российской Федерации, на территории которого он работает.

Раньше тарифы на коммунальные услуги по сбору и вывозу ТКО устанавливала управляющая компания. С 2018 года тарифы устанавливаются в зависимости от количества человек, зарегистрированных в жилом помещении.

Этот метод применяют как для усадебных застроек, так и для помещений многоквартирного дома.

Тарифы за сбор и вывоз ТБО рассчитываются одинаково для любого жильца региона. Они разрабатываются, утверждаются в муниципальных органах, изменить тариф можно только после согласования.

Обзор рынка сбора и переработки отходов

Сноска. Приложение 1 с изменениями, внесенным решением Тюлькубасского районного маслихата Туркестанской области от 26.11.2019 № 46/2-06 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

Объект накопления коммунальных отходов

Расчетная единица

Среднегодовые расчетные нормы, м3

1

Домовладения благоустроенные и неблагоустроенные

1 житель

1,86
1,94

2

Общежития, интернаты, детские дома, дома престарелых и т.п.

1 место

1,28

3

Гостиницы, санатории, дома отдыха

1 место

0,62

4

Детские сады, ясли

1 место

0,35

5

Учреждения, организации, офисы, конторы, сбербанки, отделения связи

1 сотрудник

0,21

6

Поликлиники

1 посещение

0,018

7

Больницы, прочие лечебно-профилактические учреждения

1 койко-место

0,73

8

Школы и другие учебные заведения

1 учащийся

0,029

9

Рестораны, кафе, учреждения общественного питания

1 посадочное место

0,99

10

Театры, кинотеатры, концертные залы, ночные клубы, казино, залы игровых автоматов

1 посадочное место

0,06

11

Музеи, выставки

1 м2 общей площади

0,003

12

Стадионы, спортивные площадки

1 место по проекту

0,09

13

Спортивные, танцевальные и игровые залы

общей площади

14

Продовольственные, промтоварные магазины, супермаркеты

1 м2 торговой площади

0,98

15

Торговля с машин

1м2 торгового места

16

Исключена решением Тюлькубасского районного маслихата Туркестанской области от 26.11.2019 № 46/2-06 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

17

Рынки, торговые павильоны, киоски, лотки

1 м2 торговой площади

0,21

18

Оптовые базы, склады продовольственных товаров

общей площади

19

Оптовые базы, склады промышленных товаров

общей площади

20

Дома быта: обслуживание населения

1 м2 общей площади

0,02

21

Вокзалы, автовокзалы, аэропорты

общей площади

22

Пляжи

общей площади

23

Аптеки

1 м2 торговой площади

0,33

24

Автостоянки, автомойки, АЗС, гаражи

1 машино-место

1,90

25

Автомастерские

1 работник

1,7

26

Гаражные кооперативы

На 1 гараж

27

Парикмахерские, косметические салоны

1 рабочее место

1,56

28

Прачечные, химчистки, ремонт бытовой техники, швейные ателье

1 м2 общей площади

0,1

29

Мастерские ювелирные, по ремонту обуви, часов

1 м2 общей площади

0,23

30

Мелкий ремонт и услуги (изготовление ключей и.т.д.)

1 рабочее место

31

Бани, сауны

1 м2 общей площади

0,06

32

Юридические, организующие массовые мероприятия на территории города

1000 участников

33

Садоводческие кооперативы

1 участок

Приложение 2 к решению
Тюлькубасского районного
маслихата от 14 апреля
2017 года № 13/4-06

Наименование

Расчетная единица

Цена в тенге

1

Тариф на сбор, вывоз твердых бытовых отходов

1.1

Домовладения благоустроенные и неблагоустроенные

1 человек

100

1.2

Юридические лица

1 кубический метр

700

2

Тарифы на захоронение твердых бытовых отходов

2.1

Для физических лиц

1 кубический метр

100

1 тонна

2.2

Для юридических лиц

1 кубический метр

250

1 тонна

3

Тарифы на утилизацию, переработку твердых бытовых отходов

Стартом мусорной реформы считается дата 1 января 2019 года. По сути, это целый комплекс мер, направленных на достижение ряда целей. Основные задачи:

  • Полное уничтожение несанкционированных свалок;
  • Уменьшение количества полигонов для захоронения отходов;
  • Рост числа предприятий по переработке отходов;
  • Увеличение доли ТКО, идущих на переработку.

Основным фигурантом, способным воплотить в жизнь намеченное перспективы мусорной реформы, должен стать региональный оператор – юридическое лицо, осуществляющее деятельность в рамках всей цепочки обращения с отходами – от сбора до транспортировки и утилизации. Региональные операторы отвечают за вверенную им территорию и выбираются на конкурсной основе. В обязанности подрядчиков также входят:

  • Установление контроля над сбором отходов физическими лицами и компаниями;
  • Разработка плана по переходу к раздельному сбору мусора и его реализация;
  • Проектирование и возведение мусоросборных станций;
  • Строительство заводов по утилизации отходов;
  • Работа по ликвидации несанкционированных свалок.

В России не должно остаться ни одной стихийной свалки. Особенно остро проблема обозначена в отношении свалок, организованных в лесополосах, оврагах, в акватории водоемов и т.д. Вместо мусорных куч, загрязняющих почву, атмосферу, водные ресурсы, в России появятся высокотехнологичные комплексы по безопасной переработке или утилизации отходов.

На месте свалок и полигонов, разбитых на городских окраинах, спустя необходимый период оздоровления природных субъектов вырастут новые жилые массивы с развитой инфраструктурой.

Правила рассматривают множество аспектов санитарно-эпидемиологической сферы, в том числе вопросы обращения с твердыми коммунальными отходами.

В документе говорится о необходимости составлять график вывоза мусора с учетом погодных условий. В частности:

Температура воздуха

Частота освобождения контейнеров

Выше +5°С

1 раз/сутки

Ниже +4°С

1 раз/трое суток

Для габаритных отходов: выше +5°С

1 раз/неделю

Для габаритных отходов: ниже +4°С

1 раз/10 дней

Сколько контейнеров целесообразно разместить на площадке – теперь решает не региональный оператор, а хозяйствующий субъект (например, управляющая компания или сам собственник). Правила запрещают, однако, установку в одном месте более 8 емкостей, если это контейнеры для сбора всех видов мусора. Там, где практикуется раздельный сбор отходов, количество контейнеров для установки на одной площадке увеличено до 12, причем только 4 из них можно использовать для мусора под сортировку. Вместе с контейнерами для ТКО можно устанавливать не более двух емкостей для крупногабарита.

Вывоз мусора для юридических лиц

В пункте 10 СанПиН 2.1.3684-21 говорится, что поддерживать в порядке контейнерные площадки теперь должны не региональные операторы, как было ранее, а хозяйствующие субъекты или собственники, образующие отходы. Указанные лица обязаны убираться на территории и вокруг площадки, осуществлять промывку контейнеров, обрабатывать емкости дезинфицирующими составами.

Документ изменил регламент удаления мусорных контейнеров от жилых домов и других объектов. Согласно установленным нормативам мусорные баки должны располагаться на расстоянии не менее 20 метров от площадок для занятий спортом, детских игровых зон. Максимальная дистанция составляет 100 м. Если сбор мусора производится раздельно, то расстояние до детской площадки может быть 8 м.

Чтобы территория выглядела аккуратно, мусорные контейнеры с трех сторон положено обнести ветрозащитным ограждением. Чаще для забора используют металлический профилированный лист. Высота ограждения – не менее 1 метра.

В СанПин закреплены и другие требование к организации площадок для сбора ТКО. Каждая должна иметь удобные подъездные пути, способствующие легкому доступу технических средств. Дорожное покрытие должно быть жестким. Ответственное лицо обязано обеспечить отток от площадки дождевой воде самотеком под уклон.

Ответственность за вывоз мусора всегда лежит на тех, кто этот мусор образует, или на лицах, ответственных за оказание услуг в жилищно-коммунальной сфере. Если владельцы квартир не заключают прямые договора с поставщиком услуг, то это делает исполнитель (управляющая компания, ТСЖ, УЖКХ или другие организации), и обеспечивает работу в надлежащем порядке за определенное вознаграждение.

Действующие тарифы на вывоз ТБО в 2021 году

До начала разработки документации и вступления в силу реформы можно было говорить о наступлении экологического кризиса на территории РФ. Ранее отсутствовали рабочие механизмы, инфраструктура по обращению с твердым мусором. Это привело к тому, что отработанные материалы, предметы стали размещаться на специальных объектах, а также в непредусмотренных местах без контроля количества и качества. В такой местности (а насчитывается около 340 подобных участков), возросла угроза жизни людей, проживающих поблизости – более 17 млн человек.

Ответственность за соблюдение порядка обращения с твердым мусором на разных этапах переложена на институт региональных операторов. Вследствие увеличения количества обязанностей повысилась оплата предоставляемых услуг.

Выбор оператора определяется на конкурсной основе.

Причем регулировать эту процедуру обязаны органы местного самоуправления.

Те из объектов, которые были введены в эксплуатацию давно, и функционировали вплоть до 2019 г., в течение первых лет от начала действия реформы будут использоваться без лицензии, что позволит плавно перейти к этапу переформирования имеющихся полигонов, строительству новых. Но в дальнейшем планируется закрыть их из-за несоответствия требованиям.

Одним из этапов реорганизации действующей системы обращения с мусором является создание условий для сбора, временного хранения и переработки отработанных компонентов, материалов. При этом учитываются особенности выполнения работ с мусором, представляющим разные категории с учетом степени опасности/токсичности.

На таких объектах должен вестись учет отходов, что позволит контролировать их передвижение.

Борьба с бесконтрольным сбросом отработанных материалов, веществ, предметов, а также уничтожение несанкционированных свалок идет на пользу людям: возрастает сознательность, формируется понимание того, что экологическая ситуация стремительно ухудшается.

Россияне имеют представление не обо всех действиях, выполняемых операторами, на виду лишь попытки создать условия для разделения мусора, поддержание чистоты улиц.

Но постепенно ситуация может измениться. Первый шаг – утилизация отходов разных видов по отдельности, причем не «на бумаге», а в реальности. Если каждый гражданин или хотя бы большинство людей возьмет на себя обязанность правильно распределять мусор в соответствии со свойствами, структурой (бумага, стекло, пластик и др.), постепенно эти действия войдут в привычку. Таким способом можно выработать общую культуру обращения с мусором у населения.

Как рассчитывается плата за вывоз мусора

Чтобы заключить соглашение с потребителями, позволяющее предоставлять свои услуги на законных основаниях, операторам необходимо принять участие в конкурсе. Для этого достаточно имеет лицензию.

Если нет зарегистрированных компаний, местная власть назначает своего оператора.

Да! Мебель, бытовая техника, отходы от текущего ремонта жилых помещений и прочие отходы считаются крупногабаритными. Это также твердые коммунальные отходы, а потому их вывоз – обязанность регионального оператора. Стоимость утилизации рассчитывается по отдельному тарифу, но он, как правило, уже включен в платежку. Например, в Московской области вывоз крупногабаритных отходов включен в квитанции только для жильцов МКД, жителям частного сектора такие отходы вывозят лишь по заявкам.

В разных регионах, по оценкам экспертов, на начало текущего года, стоимость вывоза мусора отличается в 6,3 раза. При этом самым дорогим регионом признали Новосибирскую область. Но есть и другая статистика, которая показывает, что житель Подмосковья платит за эту услугу больше, чем жители других регионов. Если исходить из цены, установленную на среднюю площадь жилья.

Для многоквартирных домов, и частных домовладений тарификация разная. И расчет происходит по своим правилам. В частности для ИЖС может применяться два типа расчетов:

  1. По квадратуре дома. В этом случае применяется формула, учитывающая площадь дома, сколько стоит вывоз ТБО в год, тарифная ставка по кластеру, и норматив накоплений отходов. Применяя ее, собственники могут получить скидку до 30%.
  2. Вторая ситуация, когда оплачивается фактически вывезенный мусор. Конечная сумма зависит от объема мусора, а каждый региональный оператор устанавливает платеж исходя из своего тарифа по факту.

В многоквартирных домах расчет происходит иначе. Плата за вывоз мусора определяется простой формулой – тариф, установленный за услугу умножается на число проживающих в квартире. Сама тарифная ставка устанавливается в регионе проживания, и имеет свои особенности расчетов. В итоге тариф утверждается Постановлением и применяется ко всем домам.

По традиции, на территории частного сектора выделяется площадка, оборудованная ёмкостями для сбора мусора. Минус такого способа – вероятность, что кто-то будет сваливать на площадку предметы, не относящиеся к ТКО.

Другой вариант: каждый владелец участка сам оборудует на своей территории место для хранения отходов, на удалении от источников воды, жилой зоны и грядок. Оно должно быть:

  • доступным для вывоза хлама;
  • оборудовано герметичными контейнерами;
  • соответствовать объёму, рассчитанному по количеству проживающих людей.

По новому закону, за вывоз и утилизацию отвечают выбранные конкурсом региональные операторы. Договор на утилизацию отходов заключается между ними и местной властью. Оператор обязан предоставить собственникам частных наделов бланки договора, где указано, какие услуги он предоставляет. Даже если владелец земли не подписывает такой бланк – услуга вступает в силу и придётся платить за вывоз ТКО.

Если местная исполнительная власть не заключила договор с организацией, ответственной за вывоз ТКО, хозяин участка имеет право сам подобрать лицензированную компанию и заключить с ней договор на вывоз своего хлама. В тексте указываются реквизиты и название оператора, паспортные данные владельца участка, обязанности обеих сторон, место складирования мусора перед вывозом, срок действия договора, число, подписи сторон. Сведения об этом закреплены ФЗ «Об отходах…», № 89-ФЗ. Статья 24.7, пункт пятый.

Если срок договора истекает, но ни одна из сторон не изъявила желание расторгнуть его – договор автоматически продлевается. Если во время действия договора, собственник меняется – новый собственник начинает оплачивать услуги с момента вступления в права владения.

Все подсчёты лежат на государственной власти субъектов РФ. Параметры, по которым высчитывается плата за вывоз:

  • число людей, постоянно или временно проживающих в доме;
  • общая площадь жилья;
  • удалённость от полигонов;
  • объём и характер ТКО;
  • сортировка или её отсутствие;
  • дополнительные требования оператора.

На основании этих параметров устанавливаются тарифы на вывоз ТКО, по которым оплачиваются услуги в 2021 году. Если в доме никто не зарегистрирован, цена будет зависеть от количества собственников. Сортировка хлама играет роль лишь тогда, когда раздельный сбор мусора утверждён местной властью, для него есть отдельные контейнеры и все собственники соблюдают правила.

Для малоимущих семей предоставляются льготные тарифы. Чтобы получить компенсацию, нужно обратиться в местную социальную защиту.

Многие любят сжигать у себя на участке горючий мусор, ветки, старую листву. Во-первых, эта мера не освободит от оплаты за вывоз ТКО по установленному тарифу. Во-вторых, закон о противопожарной безопасности запрещает жечь кучи хлама на открытом пространстве. Ответственность за нарушения:

  • несоблюдение правил обращения с ТКО – от 1 до 2 тысяч рублей;
  • сжигание без предназначенной для этого ёмкости – от 1,5 до 2,5 тысяч рублей;
  • накопление отходов, нарушающих санитарные нормы – от 2 до 3 тысяч рублей.

Существует немало способов утилизировать отходы, не причиняя вред себе и окружающей среде. Остатки пищи, травы, листьев – отличное сырьё для компоста. Удобрение для грядок из него гораздо лучше любой химической подкормки. Ветки и спилы деревьев пойдут на растопку, а в измельчённом виде сыграют роль укрывающего слоя при посадках. Если есть возможность вывозить и сдавать во вторсырьё бумагу, железо, пластик – за это можно получить деньги.

Правильное хозяйствование уменьшает количество проблем. Неправильное – серьёзно нарушает качество жизни. Уродливые, вонючие свалки в лесопосадках, на окраинах посёлков, гниют, отравляют грунтовые воды и почву. Дожди и ветра возвращают вредные вещества на наши участки. Подобного круговорота легко избежать, научившись обращаться с побочными продуктами жизнедеятельности.

Способы вывоза и утилизации бытовых и промышленных отходов

Экономически обоснованный тариф — размер платы за сбор, вывоз и утилизацию твердых бытовых отходов (ТБО), обеспечивающий минимально необходимый уровень возмещения затрат на расширенное воспроизводство с учетом принятой собственником программы развития при соблюдении стандартов качества услуг.

Тарифы для населения — система ставок за сбор, вывоз и утилизацию 1 куб. м ТБО, по которым осуществляются расчеты с населением.

Твердые бытовые отходы — отходы, образующиеся в жилых и общественных зданиях, торговых, зрелищных, спортивных и других учреждениях (включая отходы от текущего ремонта квартир), отходы от отопительных устройств местного отопления, смет, опавшие листья, собираемые с дворовых территорий, а также крупногабаритные отходы.

Норма накопления отходов — объем образования твердых бытовых отходов, приходящийся на 1 человека в год.

Регулируемая цена (тариф) — цена услуги (тариф), складывающаяся на товарном рынке при воздействии на эту цену государственных и муниципальных органов управления, в том числе путем установления ее предельной либо стартовой величины.

Регулирование цены (тарифа) — прямое либо косвенное (в результате конкурса на право заключения договора на сбор и утилизацию ТБО) воздействие регулирующего органа на величину тарифа путем установления его предельного или фиксированного размера, в основе которого лежит оценка необходимых затрат при принятом качестве услуг.

Период регулирования — временной интервал (квартал, полугодие, год), принимаемый для расчета показателей, включаемых в предложения по установлению тарифов (размера платы за сбор и утилизацию ТБО).

Ценообразование — процесс формирования специализированными предприятиями, регулирующими органами, органами местного самоуправления тарифов на жилищно-коммунальные услуги (в том числе на услуги по сбору, вывозу и утилизации ТБО).

Специализированные организации по санитарной уборке городов — организации любой формы собственности, организационно-правовой формы и ведомственной принадлежности, осуществляющие сбор, вывоз и утилизацию ТБО.

Маршрутная карта (маршрут) — графическое выражение пути следования специализированных машин (мусоровозов), последовательность и периодичность выполнения всех видов работ по установленной технологии.

Несмотря на многообразие способов удаления домового мусора, наибольшее распространение получил вывозной метод. Поэтому определяющее значение для формирования себестоимости, а следовательно, и тарифа на услуги по вывозу ТБО приобретает расчет необходимого количества спецтехники для вывоза мусора. При этом от объективности определения потребности в специальной технике зависят как затраты на вывоз ТБО, так и качество предоставления этих услуг, а следовательно, и тариф на этот вид услуг.

Необходимое количество машин определяется объемом вывозимого мусора, периодичностью вывоза и производительностью мусоровозного транспорта. Производительность работы мусоровозов зависит от объема перевозимого мусора за 1 рейс, способов загрузки и выгрузки мусора и дальности перевозки его к месту обезвреживания.

Необходимое количество мусоровозов при системе несменяемых сборников и контейнерных машин при сменяемых контейнерах (n) рассчитывают по формуле:

n = Q / В k , (7)

с исп

где:

Q — расчетное среднесуточное накопление домового мусора с учетом

с

неравномерности накопления, куб. м;

В — производительность 1 мусоровоза или контейнерной машины за 1

рабочий день, куб. м;

k — коэффициент использования автомобилей в парке, равный 0,7 — 0,9.

исп

Производительность работы мусоровоза за один рабочий день (В), куб. м,

определяется числом совершаемых в рабочий день рейсов и вместимостью

кузова:

В = r х С, (8)

где:

r — число рейсов из района погрузки мусора в пункт приема и обратно в течение 1 рабочего дня;

С — полезная вместимость кузова мусоровоза, куб. м.

Число рейсов за рабочий день (r) определяют по формуле:

r = t / t = [60 (Т — l / v) / t + 60 х l х 2 / v + t ], (10)

r о n n р

где:

t — продолжительность чистого рабочего времени, мин.;

t — продолжительность одного рейса, мин.;

r

Т — продолжительность рабочего дня, ч;

l — расстояние от парка мусоровозов до центра района сбора мусора, км;

о

v — средняя скорость мусоровоза, км/ч;

t — суммарное время загрузки мусоровоза в районе сбора мусора, включая

n

переезды от одного пункта загрузки к другому и подъезды к местам нахождения

сборников, мин.;

l — расстояние между районом загрузки мусоровоза и пунктом разгрузки

n

его в месте приема мусора, км;

5.1. Существующие в настоящее время нормативы трудовых, материальных и финансовых затрат, как правило, не учитывают социально-экономические особенности территорий, состояние основных фондов, градостроительные факторы, возможности бюджета и уровень платежеспособного спроса населения. Использование существующей нормативной базы для определения потребности каждой конкретной организации и территории в целом в финансовых ресурсах не стимулирует производителей услуг к снижению издержек и делает практически невозможным привлечение инвестиционных ресурсов в развитие санитарной очистки городов.

В этих условиях возрастает роль нормативов-индикаторов, представляющих собой набор показателей, отражающих взаимосвязь затрат с объективными и достаточно легко оцениваемыми факторами.

К ним, например, относятся:

— численность работающих в организации на 1 тыс. жителей. Этот норматив-индикатор используется для обобщенной оценки планирования и прогнозирования общей численности работников и затрат на оплату труда. Указанный норматив-индикатор используется вместо применявшихся до настоящего времени среднестатистических нормативов численности, которые отражают традиционные экстраполяционные подходы, нормирование «от частного к общему», способствуют сохранению и тиражированию низкой эффективности организации производства и управления. Рассчитанная на их базе численность работающих, как правило, на 60% и более превышает фактическую численность, что ведет к завышению затрат на оплату труда. Для гарантированного сохранения квалифицированных кадров и преодоления оттока рабочей силы из организации рекомендуется контролировать и планировать среднюю заработную плату на уровне не ниже средней по населенному пункту;

— стоимость основных фондов в расчете на 1 тыс. обслуживаемого населения — используется для анализа объективности оценки основных фондов, что важно для правильного начисления амортизации — инвестиционной составляющей организации. Необходимость использования этого норматива обусловлена тем, что в большинстве специализированных организаций так же, как и на других предприятиях ЖКХ, переоценка основных фондов выполнена без достаточных обоснований и анализа последствий. Это приводит в одних случаях к неоправданному росту их стоимости и завышению затрат по статье «Амортизация». В итоге происходит необоснованный рост тарифов, увеличивается потребность в бюджетных средствах, а также рост налога на имущество. С другой стороны, наоборот, заниженная стоимость основных фондов снижает инвестиционный потенциал организации, определяет недостаток средств на воспроизводство и замену изношенных фондов. Анализ динамики стоимости основных фондов с применением указанного норматива-индикатора позволит обеспечить баланс между эксплуатационными затратами организации и затратами на восстановление основных фондов;

— средняя норма амортизационных отчислений, % от балансовой стоимости основных фондов. Этот показатель применяется в комплексе с нормативом стоимости основных фондов. С его помощью можно оценить достаточность амортизационных отчислений для обновления оборудования, машин и механизмов. Применение данного норматива-индикатора призвано скомпенсировать необоснованное сокращение затрат по статье «Амортизация» в результате недофинансирования, стремления снизить величину тарифа или без изменения его величины повысить затраты по другим статьям себестоимости;

— количество контейнеров на 1 тыс. обслуживаемых жителей. От объективности определения потребности в контейнерах зависят как затраты на сбор ТБО, так и качество предоставления этих услуг, а также организация процесса транспортировки отходов, а как следствие — тариф на этот вид работ;

— норма накопления ТБО. Утвержденные нормы накопления отходов для различных категорий потребителей наряду с учетом изменения фактических затрат за предшествующий период служат исходной базой для определения необходимого на планируемый период объема услуг, а также общей суммы затрат на их оказание;

— период вывоза мусора. Периодичность удаления ТБО выбирается с учетом сезонов года, климатической зоны, эпидемиологической обстановки, согласовывается с местными учреждениями санитарно-эпидемиологического надзора и утверждается решением местных органов власти.

Значения нормативов-индикаторов разработаны на базе обобщения, анализа и корректировки фактических данных по организациям, осуществляющим предоставление услуг по сбору, вывозу и утилизации ТБО большинства регионов России.

Таблица 5.1

На основе анализа практики оценки финансово-хозяйственной деятельности по сбору, вывозу, утилизации и захоронению ТБО разработана процедура постатейного планирования и учета затрат, формирования тарифов, а также сформирован комплекс нормативов-индикаторов для проверки обоснованности расчетов затрат и тарифов.

Разработанные Методические рекомендации по формированию тарифов на услуги по уничтожению, утилизации и захоронению твердых бытовых отходов будут способствовать применению единообразного подхода и расчету обоснованной стоимости данных услуг в процессе гармонизации взаимоотношений потребителей и производителей услуги, а также органов исполнительной власти на местах, обоснованному планированию бюджетных средств.

Внедрение данной работы дает возможность выявить около 20% непроизводительных затрат при предоставлении услуг по сбору, вывозу и утилизации ТБО. Анализ непроизводительных затрат позволяет сформировать перечень мероприятий по их устранению и получению соответствующего экономического эффекта.

Полученные результаты научно-практического исследования целесообразно применить в целях упорядочения системы планирования, финансирования и ценообразования в рассматриваемом виде городского благоустройства, а также в целях обеспечения сбалансированности финансирования всего жилищно-коммунального комплекса.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.