Досрочное голосование в 2021 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Досрочное голосование в 2021 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

В связи с принятием постановления Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 18 июня 2021 года N 11/87-8 «О проведении голосования на выборах, референдумах, назначенных на 19 сентября 2021 года, в течение нескольких дней подряд», руководствуясь статьей 631 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», статьей 801 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», Центральная избирательная комиссия Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить Положение об особенностях голосования, установления итогов голосования при проведении голосования на выборах, референдумах, назначенных на 19 сентября 2021 года, в течение нескольких дней подряд (прилагается).

2. Опубликовать настоящее постановление в официальном печатном органе Центральной избирательной комиссии Российской Федерации — журнале «Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации» и официальном сетевом издании «Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации».

Председатель
Центральной избирательной комиссии
Российской Федерации
Э.А. Памфилова
Секретарь
Центральной избирательной комиссии
Российской Федерации
Н.А. Бударина

Сколько платят наблюдателям на выборах в 2021 году?

2.1. Голосование с использованием дополнительной формы голосования проводится с соблюдением требований, предусмотренных законом для проведения голосования на дому, с учетом особенностей, предусмотренных Положением.

2.2. Место для проведения голосования должно быть оборудовано таким образом, чтобы обеспечивалось соблюдение тайны голосования, а также максимальное удобство для реализации избирательных прав, что означает в том числе обязательное наличие: переносного ящика для голосования, места для тайного голосования (в том числе стола с настольной ширмой или кабины для тайного голосования), места для выдачи избирательных бюллетеней, информационных материалов, необходимых письменных принадлежностей (за исключением карандашей), мест для размещения членов участковой избирательной комиссии и наблюдателей. Также с учетом погодных и климатических условий рекомендуется использование конструкций, иных средств, обеспечивающих защиту от атмосферных осадков.

При этом по окончании указанного голосования обеспечивается возможность участия в голосовании избирателям, которые не смогли прибыть к месту проведения голосования по уважительным причинам (по состоянию здоровья, инвалидности, в связи с необходимостью ухода за лицами, в этом нуждающимися).

2.3. Количество переносных ящиков для голосования определяется территориальной избирательной комиссией исходя из максимального количества таких ящиков, установленного законом.

2.4. Голосование проводят не менее двух членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, которые должны иметь при себе:

предварительно опечатанный (опломбированный) переносной ящик для голосования;

книгу списка избирателей, содержащую сведения об избирателях, голосование которых предполагается провести с использованием дополнительной формы голосования;

необходимое количество избирательных бюллетеней установленной формы.

2.5. При проведении голосования с использованием дополнительной формы голосования вправе присутствовать лица, определенные законом:

наблюдатели;

представители средств массовой информации, аккредитованные в установленном законом порядке;

члены вышестоящих избирательных комиссий и работники их аппаратов;

кандидат, зарегистрированный избирательной комиссией, вышестоящей по отношению к участковой избирательной комиссии, либо его уполномоченный представитель по финансовым вопросам или доверенное лицо;

уполномоченный представитель или доверенное лицо избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован избирательной комиссией, вышестоящей по отношению к участковой избирательной комиссии, или кандидат из указанного списка.

2.6. При проведении голосования участковая избирательная комиссия должна обеспечить равные с выезжающими для проведения голосования членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса возможности прибытия к месту проведения голосования не менее чем двум:

членам участковой избирательной комиссии с правом совещательного голоса;

наблюдателям, назначенным разными кандидатами, избирательными объединениями (к таковым не относятся лица, назначенные кандидатом и избирательным объединением, выдвинувшим этого кандидата);

наблюдателю, назначенному одним из субъектов общественного контроля — Общественной палатой Российской Федерации, общественной палатой соответствующего субъекта Российской Федерации.

2.7. При получении избирательного бюллетеня избиратель проставляет в книге списка избирателей серию и номер своего паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, и расписывается за каждый полученный избирательный бюллетень.

С согласия избирателя либо по его просьбе серия и номер предъявляемого им паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, могут быть внесены членом участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса.

Избиратель проверяет правильность произведенной записи и расписывается в соответствующей графе (графах) книги списка избирателей.

Член участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса ставит в соответствующей графе (графах) книги списка избирателей свою подпись, делает отметку о том, что избиратель проголосовал вне помещения для голосования, указывает номер переносного ящика для голосования, дату голосования.

2.8. Если избиратель прибыл к месту проведения голосования, а в книгу списка избирателей внесена отметка о том, что к соответствующему избирателю выехали (вышли) члены участковой избирательной комиссии для проведения голосования на дому, соответствующий член участковой избирательной комиссии не вправе выдавать данному избирателю избирательный бюллетень до установления того факта, что указанный избиратель не проголосовал на дому.

3.1. В случае использования на избирательном участке КОИБ по окончании голосования 17 и 18 сентября 2021 года избирательные бюллетени установленной формы из переносных ящиков для голосования вводятся в КОИБ. По завершении ввода избирательных бюллетеней распечатываются контрольные данные о ходе голосования, содержащие информацию о количестве избирательных бюллетеней, содержащихся в КОИБ.

Перед началом голосования 18 и 19 сентября 2021 года контрольные данные о ходе голосования вновь распечатываются и сравниваются с контрольными данными о ходе голосования за предыдущий день голосования. В случае если в результате сравнения контрольных данных о ходе голосования в один из дней голосования было выявлено их несовпадение, участковая избирательная комиссия проводит непосредственный подсчет голосов без использования КОИБ (ручной подсчет) при установлении итогов голосования 19 сентября 2021 года. При этом ручной подсчет голосов проводится непосредственно членами участковых избирательных комиссий с правом решающего голоса.

О возможности проведения ручного подсчета голосов должны быть оповещены все лица, присутствующие при установлении итогов голосования на избирательном участке.

3.2. 17, 18 и 19 сентября 2021 года до начала голосования пустые переносные ящики для голосования, пустой стационарный ящик (пустые стационарные ящики) для голосования предъявляются лицам, присутствующим в помещении участковой избирательной комиссии (помещении для голосования), после чего они опечатываются (пломбируются).

3.3. 17 и 18 сентября 2021 года избирательные бюллетени из переносного ящика для голосования, использовавшегося при проведении голосования в какой-либо из форм голосования, перемещаются в сейф-пакет.

Для каждого переносного ящика для голосования используется отдельный сейф-пакет, который запечатывается.

Перемещение избирательных бюллетеней из переносного ящика для голосования в сейф-пакет осуществляется незамедлительно по возвращении в помещение для голосования членов участковой избирательной комиссии, проводивших голосование с данным ящиком.

3.4. Сейф-пакет представляет собой средство (непрозрачный пакет из полиэтилена), предназначенное (предназначенный) для обеспечения сохранности и неизменности содержащихся в нем избирательных бюллетеней, имеющее (имеющий) индивидуальный серийный номер и индикаторную ленту, сигнализирующую о попытке его вскрытия.

Индикаторная лента на сейф-пакете, которая является его неотъемлемой частью, должна обеспечивать индикацию фактов несанкционированного доступа путем проявления визуальных признаков нарушения целостности при попытке вскрытия сейф-пакета или снятия (демонтажа) ленты, не позволяющих использовать ленту повторно.

Для хранения избирательных бюллетеней рекомендуется использовать сейф-пакеты размером не менее формата А2.

3.5. Перемещение избирательных бюллетеней в сейф-пакет осуществляется членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса без подсчета избирательных бюллетеней с сохранением тайны голосования.

После перемещения избирательных бюллетеней сейф-пакет незамедлительно запечатывается с использованием индикаторной ленты.

На сейф-пакете, но вне индикаторной ленты, ставятся подписи не менее двух членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, а также членов участковой избирательной комиссии с правом совещательного голоса, наблюдателей (по их желанию).

В отношении каждого сейф-пакета составляется акт (рекомендуемая форма приведена в приложении N 1), который хранится вместе с сейф-пакетом.

С указанным актом вправе ознакомиться члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, члены участковой избирательной комиссии с правом совещательного голоса, наблюдатели.

Указанные лица вправе по желанию получить заверенную копию такого акта. При этом заверение выдаваемых копий осуществляется председателем, или заместителем председателя, или секретарем участковой избирательной комиссии. Лицо, заверяющее копию документа, на указанной копии делает запись: «Верно» или «Копия верна», расписывается, указывает свои фамилию и инициалы, дату и время заверения копии и проставляет печать участковой избирательной комиссии.

3.6. Перемещение избирательных бюллетеней из переносного ящика для голосования в сейф-пакет производится в помещении для голосования.

При перемещении избирательных бюллетеней в сейф-пакет вправе присутствовать:

члены участковой избирательной комиссии и наблюдатели, присутствовавшие (выезжавшие) при проведении голосования с использованием переносного ящика для голосования;

члены участковой избирательной комиссии и наблюдатели, находящиеся в этот момент в помещении для голосования;

иные лица, имеющие право присутствовать в помещении для голосования.

Если к моменту перемещения избирательных бюллетеней из переносного ящика для голосования в сейф-пакет указанные лица отсутствуют, то такое отсутствие не является препятствием для перемещения избирательных бюллетеней из переносного ящика для голосования в сейф-пакет.

Перед перемещением избирательных бюллетеней из переносного ящика для голосования члены участковой избирательной комиссии демонстрируют присутствующим лицам, что используемый сейф-пакет является пустым.

3.7. Перемещение избирательных бюллетеней из переносного ящика для голосования в сейф-пакет необходимо осуществлять в зоне видеонаблюдения. В случае если средства видеонаблюдения не применяются, рекомендуется использовать видеорегистраторы (устройства стационарного или подвижного типа, предназначенные для записи, хранения и воспроизведения видеоинформации).

(наименование выборов, при совмещении — всех выборов)

Мы, нижеподписавшиеся члены участковой избирательной комиссии избирательного участка N ____, составили акт о том, что «___» ___________ 20___ года в ____ час. ____ мин в помещении участковой избирательной комиссии присутствующим был представлен пустой стационарный ящик (пустые стационарные ящики) для голосования N ___ (N ___, N ___), который затем был опечатан и использован (которые затем были опечатаны и использованы) при проведении голосования в помещении для голосования.

Количество избирателей, получивших избирательные бюллетени

______________________________________________.

(число цифрами и прописью)

По завершении голосования с использованием стационарного ящика (стационарных ящиков) для голосования N ___ (N ___, N ___) избирательные бюллетени были перемещены в сейф-пакет N ____, который запечатан*.

______________________________

* В случае если сейф-пакет не вмещает количество избирательных бюллетеней, извлеченных из стационарного ящика для голосования (в том числе при использовании нескольких стационарных ящиков для голосования), для этих целей допускается использование второго сейф-пакета, а при использовании нескольких стационарных ящиков для голосования — нескольких сейф-пакетов. При этом указываются номера всех сейф-пакетов.

______________________________

«___» __________ 20___ года

____ час. ____ мин.

Члены участковой избирательной комиссии, проводившие голосование:
(подпись) (инициалы, фамилия)
МП
(подпись) (инициалы, фамилия)
Лица, присутствовавшие при проведении голосования:
(подпись) (инициалы, фамилия)
(подпись) (инициалы, фамилия)

При подсчете голосов избирателей число избирательных бюллетеней

установленной формы, обнаруженных при вскрытии сейф-пакета N ___________,

________________________________________________**.

(число цифрами и прописью)

______________________________

** В случае использования двух (нескольких) сейф-пакетов число избирательных бюллетеней установленной формы, обнаруженных при вскрытии сейф-пакетов, не должно превышать количество избирательных бюллетеней, выданных избирателям. При этом указывается число избирательных бюллетеней, установленной формы, обнаруженных при вскрытии всех сейф-пакетов.

______________________________

«___» __________ 20___ года

____ час. ____ мин.

Члены участковой избирательной комиссии:
(подпись) (инициалы, фамилия)
МП
(подпись) (инициалы, фамилия)

Мы, нижеподписавшиеся члены участковой избирательной комиссии с

правом решающего голоса избирательного участка N ________, составили

настоящий акт о том, что при подсчете избирательных бюллетеней,

извлеченных из сейф-пакета N _____*, обнаружено на _______________ больше

избирательных бюллетеней установленной формы для голосования на

________________________________________________________________________,

(наименование выборов)

чем число избирательных бюллетеней, выданных избирателям при проведении

голосования с использованием переносного (стационарного) ящика для

голосования и сейф-пакета от _____________.

На основании решения участковой избирательной комиссии избирательного участка N ______ все избирательные бюллетени для голосования по соответствующему виду выборов (соответствующему избирательному округу) в количестве ________ штук, находившиеся в сейф-пакете N _____*, признаны недействительными в соответствии с пунктом 4.6 Положения об особенностях голосования, установления итогов голосования при проведении голосования на выборах, референдумах, назначенных на 19 сентября 2021 года, в течение нескольких дней подряд, утвержденного постановлением ЦИК России от 1 июля 2021 года N 13/103-8.

Проведение голосования с указанным переносным (стационарным) ящиком для голосования обеспечивали следующие члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса:

________________________________________________________________________.

(инициалы, фамилии)

Члены участковой избирательной комиссии:
(подпись) (инициалы, фамилия)
МП (подпись) (инициалы, фамилия)
(подпись) (инициалы, фамилия)

«___» ___________ 20___ года

____ час. ____ мин.

______________________________

* В случае использования двух сейф-пакетов указываются номера обоих сейф-пакетов.

Прежде всего, стоит разъяснить вопрос, кто платит наблюдателям на выборах. Многие считают, что это государство, но это не так. Наблюдателям платит конкретная политическая партия, если у нее не хватает волонтеров, и имеется на это бюджет.

Когда не платят совсем ничего. Раньше у “Единой России”, например, на местах вообще не было дефицита кадров. В добровольно-принудительном порядке давали отмашку директорам школ, всяких там собесов, а они быстро собирали полный комплект “желающих”. А у “оппозиции” в виде всяких там КПРФ и “Коммунистов” находились (и находятся!) идейные люди, которые и бесплатно готовы были контролировать ход голосования.

Стать наблюдателем может любой гражданин России, достигший 18 лет, обладающий правом голоса.

Но есть и исключения, к которым относятся:

  1. Должностные лица, участвующие в организации выборов;

  2. Руководители высших исполнительных органов власти;

  3. Главы местных администраций и их непосредственные подчиненные;

  4. Судьи и прокуроры;

  5. Члены избирательных комиссий;

  6. Лицо, уже побывавшее наблюдателем вместе с данной комиссией.

Чтобы стать наблюдателем, и получить за это зарплату, необходимо обратиться в офис конкретной партии не позднее, чем за 3-4 дня до выборов. Самовыдвиженцы и отдельные кандидаты также могут назначать наблюдателей и оплачивать их труд.

Наблюдатели приходят на избирательный участок за полчаса до его открытия. Смотрят, чтобы нигде не было агитации, имелись ручки или печати для голосования. Контролируют процесс опечатывания урн.

В дальнейшем идет процесс за ходом голосования. Основная задача – не допустить вбросов, агитации, выноса бюллетеней за пределы участка и других нарушений.

Полномочия наблюдателя достаточно обширные – он имеет право ознакамливаться с избирательными списками, выезжать при голосовании на дому, контролировать подсчет бланков. Полный список прав и обязанностей определен в статье 33 закона “О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации».

Наиболее типичные нарушения:

  1. Количество бюллетеней при подсчете не соответствует числу проголосовавших граждан.

  2. Число избирателей, вошедших на участок не соответствует количеству расписавшихся в списках и так далее.

Иногда ошибки носят случайный характер, например, по ошибке выдается два слипшихся бюллетеня, какой-то пенсионер расписывается не под своей фамилией, а другой человек поднимает шум, что за него уже “проголосовали”. Но достаточно часто происходят и реальные нарушения.

Именно поэтому кандидаты стремятся заплатить за труд наблюдателей, так как любая работа, требующая внимательности и точности, должна подразумевать денежное вознаграждение.

На единый день голосования 19 сентября 2021 года в Российской Федерации назначены выборные кампании различного уровня, включая выборы депутатов Государственной думы, глав 12 субъектов Федерации (9 прямых, а также 3 через голосование в парламенте субъекта) и выборы депутатов законодательных органов государственной власти в 39 субъектах РФ. Однако по решению ЦИК РФ голосование будет проводиться три дня подряд — 17, 18 и 19 сентября 2021 года.

Четырнадцать партий, принимающих участие в выборах, разыграли номера в избирательном бюллетене на выборах депутатов Госдумы восьмого созыва.

ЦИК провел жеребьевку мест партий в бюллетенях

Фото: Александр Корольков/РГ

Процедура прошла в Центризбиркоме, места определили с помощью лототрона, в который загрузили непрозрачные шары в номерами.

Первый номер вытянула КПРФ, причем ее представитель Александр Ющенко первым подошел к лототрону. Второй шар тянула партия «Зеленые» и достала номер два, после чего глава ЦИК Элла Памфилова предложила еще раз прокрутить барабан — на всякий случай.

Полностью результаты жеребьевки выглядят следующим образом:

1 — КПРФ

2 — «Зеленые»

3 — ЛДПР

4 — «Новые люди»

5 — «Единая Россия»

6 — «Справедливая Россия — За правду»

7 — «Яблоко»

8 — Партия роста

9 — Российская партия свободы и справедливости

10 — «Коммунисты России»

11 — «Гражданская платформа»

12 — «Зеленая альтернатива»

13 — «Родина»

14 — Партия пенсионеров.

«Многие партии придают большое значение месту, которое им достанется в бюллетене, хотя, конечно, на наш взгляд, итоги голосования зависят от той работы, которую каждая партия, каждый кандидат проводят как в межвыборный период, так и в ходе избирательной кампании», — отметила Элла Памфилова.

Она добавила, что Центризбирком со своей стороны сделает все возможное, чтобы результат выборов был «абсолютно адекватен волеизъявлению граждан, чтобы в его достоверности никто не сомневался».

По окончании жеребьевки представители партий расписались в протоколе об итогах, а также на баннере с символикой выборов — на память.

Напомним, выборы депутатов Госдумы восьмого созыва состоятся в Единый день голосования 17-19 сентября. Каждый избиратель получит два бюллетеня: для голосования за партийные списки (его сегодня сформировал ЦИК) и для голосования за кандидатов в одномандатных округах (текст утверждают окружные комиссии, фамилии участников размещаются в алфавитном порядке).

19 сентября в России состоятся выборы депутатов Государственной Думы VII созыва. Половина мест достанется кандидатам по партийным спискам. Вторую укомплектуют по результатам выборов в одномандатных округах.

В этот день сразу 39 субъектов выберут депутатов законодательных органов. Также практически во всех субъектах России пройдут выборы в законодательные органы. Вся соответствующая информация будет опубликована на сайте Центральной избирательной комиссии.

Не только 19 сентября, но и в другие дни будут проходить множественные избирательные кампании муниципального уровня. Все зависит от требований уставов МО. Таким образом россияне будут выбирать глав администрации и поселений, а также депутатов представительных органов власти.

Голосование на думских выборах впервые может проводиться несколько дней подряд, но не более трех. Соответствующее решение принимает Центральная избирательная комиссия РФ в течение десяти дней со дня официального опубликования указа главы государства о назначении выборов депутатов Госдумы РФ. Пересмотру оно не подлежит. Подсчет голосов избирателей начинается сразу после окончания времени голосования в последний из трех дней выборов. Ранее на выборы отводился лишь один день. Поправки в законы об основных гарантиях избирательных прав и о выборах депутатов Госдумы были приняты 31 июля 2020 года.

Как будет устроено голосование на выборах в 2021 году?

Впервые законодательно установлена возможность электронного дистанционного голосования избирателей и голосования по почте. Случаи и порядок такого голосования устанавливает Центральная избирательная комиссия РФ. Поправки в избирательное законодательство были приняты 23 мая 2020 года.

Возможность отмены выборов при режиме ЧС

Предусмотрена возможность отложить голосование в случае введения режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации «при наличии угрозы жизни и (или) здоровью избирателей». Решение об отмене голосования на федеральных выборах на всей территории РФ либо на территории не менее чем одной трети субъектов Федерации принимается Центризбиркомом России. Изменения были внесены в избирательное законодательство РФ 1 апреля и 23 мая 2020 года.

Голосование по открепительным удостоверениям заменено на голосование по месту нахождения избирателя. Гражданин, который в день выборов будет находиться вне места своего жительства (регистрации), вместо получения открепительного удостоверения должен подать заявление о включении своей фамилии в список избирателей по месту пребывания. Заявление подается лично, через портал госуслуг или через МФЦ не ранее чем за 45 дней до выборов и не позднее 14:00 дня, предшествующего голосованию. Соответствующие нормы закреплены в избирательном законодательстве поправками от 1 июня 2017 года и 4 июня 2018 года.

Поправками от 1 июня 2017 года исключен пятилетний срок, на который образуются избирательные участки: нарезка участков может не пересматриваться, если в этом нет необходимости. При этом к основаниям для пересмотра добавлено уменьшение численности избирателей на участке до 1,5 тыс. или, напротив, ее увеличение до 3 тыс.

Расширение общефедеральной части списка кандидатов

Общефедеральная часть списков кандидатов, выдвинутых политическими партиями по единому федеральному округу, расширена с 10 до 15 человек. Соответствующие изменения внесены в статью 39 закона о выборах депутатов Госдумы 20 апреля 2021 года.

Поправками от 30 апреля 2021 года отменен так называемый день тишины (запрет на агитацию) в день перед выборами при многодневном голосовании. Закон устанавливает, что предвыборная агитация должна быть завершена в 00:00 по местному времени первого дня голосования. Запрет на проведение агитации в дни выборов сохраняется.

Уточнения оснований для исключения одномандатников

В одном одномандатном избирательном округе политическая партия вправе выдвинуть только одного кандидата. Несоблюдение этого требования является основанием для исключения из списка всех претендентов, выдвинутых партией в данном округе, но только до его заверения избирательной комиссией. Соответствующие поправки внесены в статью 35 закона об основных гарантиях избирательных прав граждан и статью 42 закона о выборах депутатов Госдумы. Они приняты в соответствии с решением Конституционного суда РФ от 13 апреля 2017 года.

Как пройдут выборы в Государственную Думу в 2021 году

Если во время отпуска вы вдруг очень захотите отдать свой голос на выборах депутатов Госдумы, то вы сможете это сделать с помощью механизма «Мобильный избиратель» (это замена открепительных талонов). В этом случае вы сможете проголосовать не только на выборах депутатов Госдумы, но и на выборах губернаторов и депутатов местных Заксобраний.

Если вы голосуете из отпуска, то нет. А если давно живете за границей или вы длительной командировке (не менее трех месяцев), то да.

Россияне из-за рубежа смогут проголосовать за кандидатов из 75 одномандатных округов (из 30 регионов России). Причем никакой логики с точки зрения географии в этом распределении нет. Например, россияне, которые живут Австралии, смогут голосовать за кандидатов, которые баллотируются по Барнаульскому одномандатному избирательному округу, а россияне из Албании, Анголы, Сан-Томе и Принсипи, Бангладеша, Афганистана, Бахрейна, Боливии, Гватемалы и Конго — за кандидатов, выдвинувшихся по Нижегородскому одномандатному избирательному округу.

Братский одномандатный избирательный округ (Иркутская область) закреплен за россиянами из Алжира, Индии и Бразилии, Кинешемский (Ивановская область) — за россиянами из Чехии и Бельгии. Граждане России из Великобритании смогут отдать свой голос за кандидатов, баллотирующихся по Томскому одномандатному избирательному округу, а россияне из Канады — за кандидатов из Ивановского одномандатного округа. Кстати, часть столичных одномандатных округов распределена между россиянами из США.

Численность избирателей за пределами территории России — чуть больше 1,8 млн человек. Это примерно 1,6% избирателей.

На думских выборах можно будет проголосовать в 144 странах мира на 348 избирательных участках, плюс еще 7 будут расположены на территории Байконура. Больше всего зарубежных участков откроется в Молдавии (30), Германии (16) и Израиле (13).

«Главное политическое событие 2021 года в России — выборы в Госдуму. Для власти стратегия обеспечения низкой явки на них остается единственным выходом из тех проблем, которые она сейчас имеет. Также будет иметь место и демонстративный недопуск на выборы ряда кандидатов, которые воспринимаются как заведомая угроза.

Избирательная кампания-2021 будет чем-то напоминать выборы 2019 года в Мосгордуму. Реакция избирателей в ряде регионов также может быть схожа с реакцией на те выборы, но это будет зависеть от того, насколько жесткими будут зачистки и как они будут проведены. Несомненно, будут иметь место локальные конфликты, потому что общество сегодня слишком взбудоражено, слишком «на нервах», общественная среда взрывоопасна и поэтому может быть все, что угодно.

В 2020 году были волнения в Хабаровске и других дальневосточных регионах, Ненецком автономном округе и Башкирии. Что будет в этом году сказать сложно, но что-то произойдет.

Однако несмотря на все недопуски оппозиционных кандидатов, в следующей Госдуме позиции власти будут ослаблены, потому что на выборах она однозначно получит меньше голосов. За счет скандалов на них мы получим «подмоченную» Думу. То есть, с одной стороны, более оппозиционную, а с другой, менее легитимную нижнюю палату, потому что электоральные скандалы в любой стране подрывают легитимность парламента.

То, что подобные вещи будут, также очевидно — мы видим пакет принятых недавно законов, в том числе, и об «иноагентах». Главными жертвами этих законов станут, конечно же, НКО, занимающиеся наблюдениями во время избирательных кампаний. Но любое давление на наблюдателей ведет к дискредитации выборов.

Госдума в 2021 году обновится. Неизменная с 2007 года четверка думских партий имеет шанс измениться. Количество партий в новой Думе может составить от трех до шести. Тройка партий, которые проходят всегда — «ЕР», КПРФ и ЛДПР. В «полупроходной» зоне в 2021 будут «Справедливая Россия», «Новые люди» и «Партия пенсионеров». У партии Захара Прилепина «За правду» никаких шансов попасть в Госдуму нет. На местных выборах она показала, что совершенно неэлекторальна. Кроме того, она работает в той нише, где подобных организаций (патриотического толка) переизбыток.

Нестабильность в 2021 году станет глобальной. Наверняка будут возникать какие-то новые международные конфликты, просто потому что вся система международной безопасности при президенте США Дональде Трампе в последние годы оказалась очень сильно разбалансирована. Плюс у самого «мирового жандарма» сегодня большие нелады. Во время «пересменки» президентов в США, в ряде регионов мира вспыхнула целая серия локальных вооруженных конфликтов — в Эфиопии, Западной Сахаре, Нагорном Карабахе. Не удивлюсь, если что-то подобное будет и в нынешнем году. Учитывая также, что большинство правительств стран мира занимались откровенным вредительством, велика вероятность, что предстоящие выборы в ряде стран для их правящих кабинетов окажутся неудачными».

«В 2021 году очень многое будет определять ситуация с развитием пандемии. Такое ощущение, что сильно ухудшится международное положение руководства России. Нас очевидно ждет усиление разного рода санкций. Все сильнее будут рикошеты от ситуации в Белоруссии и того, что российское руководство с непродуманным упорством продолжает поддерживать там Александра Лукашенко, из-за чего отношение к России в белорусском обществе будет ухудшаться.

Если не случится чего-то неординарного, центральным событием в России в 2021 году станут парламентские выборы. Однако если не будет никаких сюрпризов, власть приложит все силы, чтобы, как минимум, сохранить позиции «Единой России», для чего придется существенно увеличить объемы фальсификаций. Например, голосование, растянутое на три дня, с большой вероятностью может применяться в 2021 году, сильно увеличивает возможности для подтасовки результатов.

Основная интрига на думских выборах-2021 состоит в том, сохранятся ли в нижней палате четыре провластные партии или место «Справедливой России» займет какой-то ее «сменщик». Не исключен вариант, что СР заставят объединиться с какой-то вновь возникшей организацией, вроде «За правду» (это будет совсем уж национал-социалистический микс). Во всяком случае, подобного рода слухи ходят.

Появление в Госдуме пятой или шестой партий из числа новых — маловероятно. Также невелика возможность каких-либо неожиданностей в одномандатных округах, где возможность манипулировать избирателями еще выше, чем при голосовании по партийным спискам».

Александр Желенин

Выборы в 2021 году, полагают политологи, скорее всего, будут очень непредсказуемыми. Доминирование одной партии рискует привести к массовым протестам и митингам, чем однажды закончились выборы в Госдуму в декабре 2011 года. Поэтому вряд ли в этой связи ЕДГ-2020 (прошедший на удивление спокойно) можно считать генеральной репетицией будущей думской кампании, считает политолог Илья Гращенков. Хотя именно такую роль единому дню голосования отводили все парламентские партии, а также Центризбирком.

Пожалуй, единственное, что роднит кампанию будущего года и недавно завершившиеся выборы — это сама процедура голосования. Например, почти наверняка ЦИК использует опыт трехдневного волеизъявления, говорит Гращенков. По остальным параметрам сравнивать эти кампании не имеет смысла – слишком уж они отличаются по масштабу и целям.

«По сравнению с тем, что нас ждет в следующем году, ЕДГ-2020 покажется «сельской дискотекой». Для действующей власти главную угрозу несут даже не сами результаты, которые могут оказаться хуже, чем это было четыре года назад, а вопрос легитимности нового состава Госдумы», – убежден политолог.

ЦИК определила порядок партий в бюллетене на выборах в Госдуму

В 2021 году неприятные сюрпризы могут ожидать остальные парламентские партии, которые рискуют утратить свое влияние. По мнению политологов, события могут развиваться по одному из трех сценариев.

Первый сценарий предполагает досрочные выборы в Госдуму в 2021 году (ориентировочно в марте-апреле). При таком раскладе, предполагает Лукин, произойдет ослабление основных конкурентов ЕР (причем СР может в ГД нового созыва вовсе не попасть) одновременно с кадровым обновлением руководства и депутатских фракций в пользу более лояльных.

Поэтому до сих пор неясна судьба лидеров системной оппозиции – Геннадия Зюганова, Владимира Жириновского, Сергея Миронова. Она будет зависеть от того, как поведут себя рядовые члены КПРФ, ЛДПР и СР, их региональные организации в случае дальнейшего ухудшения экономической и социальной ситуации в стране.

Если эту стратегию Кремль посчитает невыгодной, а связанные с ней риски – большими, возможен второй сценарий. В новые партии добавляются сторонники ЕР, в итоге два, максимум три политобъединения набирают более 5% и проходят в Госдуму. Это в перспективе даст еще 30-45 депутатов, поддерживающих партию власти. В таком случае выборы состоятся в запланированный срок – 19 сентября 2021 года.

Третий сценарий – ставка на депутатов-одномандатников, но и тут есть свои проблемы. Основная – финансовая. Даже для маленького по числу избирателей округа на организацию своих выборов кандидату требуется минимум 70 млн рублей. Кандидат должен быть уважаемым в округе человеком, или другими словами – ЛОМом (лидером общественного мнения), отмечает Лукин.

Основания для таких предположений есть. Сейчас «Единая Россия» находится на пике своего парламентского могущества. В 2016 году «партия власти» получила 343 депутатских места из 450, из них 140 при голосовании по партийным спискам и 203 – по одномандатным округам. Это означало, что вплоть до новых выборов у ЕР хватает голосов для принятия любого закона вне зависимости от позиции остальных парламентских партий. Важнейший вопрос наступающего политического сезона – сохранит ли «Единая Россия» абсолютное большинство в федеральном парламенте и нужно ли ей это делать?

Так как ЕР – не одна из политических партий, а именно «партия власти», ответ на этот вопрос зависит от государственной внутренней политики. Принимается решение о том, что ЕР должна получить 60% голосов – такой «утечкой» сейчас жонглируют в телеграм-каналах с лёгкой руки журналистов импортного портала «Медуза». Насколько надёжны источники информации иностранного агента? В них следует усомниться, однако пока никто не собирается отменять слова лидеров партии, сказанные на последнем съезде, о необходимости получить на выборах 2\3 голосов избирателей.

Примем как данность, что Кремль, то есть Администрация президента, может сделать на политическом поле всё, что пожелает, сопротивляться принятым государственными политтехнологами решениям никто не станет. Примем, что задача будет поставлена так, как хотелось бы партийным лидерам ЕР – 60% любой ценой. Тогда самое технологичное решение, действительно, будет состоять в том, чтобы задушить часть малых партий в объятиях. Чьих? К ЛДПР никого присоединять нельзя – это партия одного лидера и одного человека, её электорат нельзя ни существенно уменьшить, ни резко расширить: сколько есть у Владимира Жириновского поклонников, столько за него и проголосует. КПРФ тем более неприкосновенна. Остаётся «Справедливая Россия», партия, которая пытается быть и оппозиционной, и социал-демократической, и лояльной, и патриотической – всё в одно и то же время. Поскольку идеологический спектр «эсеров» получается очень широким, буквально «за всё хорошее против всего плохого», то и присоединять к ним можно и патриотов, и пенсионеров. Например, легко себе представить объединение с «Партией пенсионеров за социальную справедливость» (собственно, подобное объединение в истории этой партии уже было).

Правда, один из известнейших российских политологов Евгений Минченко в интервью радио НСН сказал, что не считает правильным для «эсеров» с кем-то объединяться.

Я оцениваю шансы прохождения «Справедливой России» без объединения с какими-то другими проектами в 90%. Главный риск для СР – это «Партия пенсионеров за справедливость», которая сегодня за счёт говорящего названия набирает порядка 4% по опросам ВЦИОМ. Но если речь идёт об объединении, и в нём не будет говорящего слова «пенсионеры», то его плюсы резко снижаются. Такой сценарий гипотетически возможен, но нужно очень чётко выбирать, как и зачем это делать. И я думаю, внутри «Справедливой России» очень серьёзное сопротивление такого рода объединению,

– говорит Минченко.

Евгений Минченко – заинтересованный комментатор, так как примерно в то же время, когда случилась «утечка» про планы получения 60% для ЕР и поглощения эсерами малых партий, появилась совершенно официальная информация о том, что он вошёл в предвыборный штаб «Новых людей». Более того, сейчас кто-то довольно активно распространяет в социальных сетях слухи о том, что «Новые люди» со своей свежезаработанной популярностью – тоже кандидат на объединение с ослабевшими «эсерами».

обычно суровый к рядовым нарушителям Следственный комитет РФ в этом случае проявляет завидную осмотрительность и раз за разом отказывает в рассмотрении сообщения об уголовном преступлении. Суды по инициативе Ташкеева признают бездействие СКР незаконным, но добиться возбуждения и рассмотрения очевидного дела Николаю Ивановичу так и не удается.

Что изменится на выборах в Госдуму РФ в 2021 году

19 сентября в России состоятся выборы депутатов Государственной Думы VII созыва. Половина мест достанется кандидатам по партийным спискам. Вторую укомплектуют по результатам выборов в одномандатных округах.

В этот день сразу 39 субъектов выберут депутатов законодательных органов. Также практически во всех субъектах России пройдут выборы в законодательные органы. Вся соответствующая информация будет опубликована на сайте Центральной избирательной комиссии.

Не только 19 сентября, но и в другие дни будут проходить множественные избирательные кампании муниципального уровня. Все зависит от требований уставов МО. Таким образом россияне будут выбирать глав администрации и поселений, а также депутатов представительных органов власти.

Перед каждыми выборами Центральная избирательная комиссия России устанавливает определенный порядок. На данный момент еще не были приняты руководящие акты по этому вопросу. Но уже есть информация о том, что выборы будут проходить и в электронном формате. Такое нововведение точно будет внедрено в Москве, еще пять регионов находятся под вопросом.

Не исключено, что на этих выборах власть может применить закон о трехдневном голосовании, поэтому выборы могут начаться 17 сентября и закончиться 19.

В единый день голосования будут проходить выборы 11 глав регионов — 8 прямых и 3 посредством избрания депутатами Заксобрания субъекта РФ. Они имеют статус высших должностных лиц, возглавляющих исполнительную власть в регионе. Избрание происходит на основе равного, прямого, всеобщего избирательного права во время тайного голосования избирателей или депутатами регионального Заксобрания по предложению главы государства.

Прямые выборы пройдут:

  1. Хабаровский край — Губернатор Хабаровского края
  2. Белгородская область — Губернатор Белгородской области
  3. Республика Мордовия — Глава Республики Мордовия
  4. Тульская область — Губернатор Тульской области
  5. Тверская область — Губернатор Тверской области
  6. Чеченская Республика — Глава Чеченской Республики
  7. Ульяновская область — Губернатор Ульяновской области
  8. Республика Тыва — Глава Республики Тыва

Выборы через голосования депутатов в парламентах:

  1. Республика Дагестан — Глава Республики Дагестан
  2. Республика Северная Осетия-Алания — Глава Республики Северная Осетия
  3. Карачаево-Черкесская Республика — Глава Карачаево-Черкесской Республики

Представительные органы государственной сласти имеют статус постоянно действующих, работают в сессионном порядке. Внутренний порядок деятельности устанавливается регламентом. По структуре бывают однопалатными или двухпалатными.

Олицетворяют парламентскую демократию и являются единственным законодательным органом на территории субъекта РФ. Избираются равным, всеобщим, прямым голосованием на срок 4-5 лет. Порядок их формирования регламентируется региональной Конституцией либо Уставом. Депутаты вправе работать на постоянной основе или вести совмещение своих обязанностей.

Список выборов депутатов парламентов субъектов РФ в 2021 году:

  1. Республика Адыгея — Государственный совет-Хасэ Республики Адыгея
  2. Республика Дагестан — Народное собрание Республики Дагестан
  3. Республика Ингушетия — Народное Собрание Республики Ингушетия
  4. Республика Карелия — Законодательное собрание Республики Карелия
  5. Республика Мордовия — Государственное Собрание Республики Мордовия
  6. Чеченская Республика — Парламент Чеченской Республики
  7. Чувашская Республика — Государственный Совет Чувашской Республики
  8. Алтайский край — Алтайское краевое законодательное собрание
  9. Камчатский край — Законодательное собрание Камчатского края
  10. Красноярский край — Законодательное собрание Красноярского края
  11. Пермский край — Законодательное Собрание Пермского края
  12. Приморский край — Законодательное Собрание Приморского края
  13. Ставропольский край — Дума Ставропольского края
  14. Амурская область — Законодательное собрание Амурской области
  15. Астраханская область — Дума Астраханской области
  16. Вологодская область — Законодательное собрание Вологодской области
  17. Калининградская область — Калининградская областная дума
  18. Кировская область — Законодательное собрание Кировской области
  19. Курская область — Курская областная дума
  20. Ленинградская область — Законодательное собрание Ленинградской области
  21. Липецкая область — Липецкий областной совет депутатов
  22. Московская область — Московская областная дума
  23. Мурманская область — Мурманская областная дума
  24. Нижегородская область — Законодательное собрание Нижегородской области
  25. Новгородская область — Новгородская областная дума
  26. Омская область — Законодательное собрание Омской области
  27. Оренбургская область — Законодательное собрание Оренбургской области
  28. Орловская область — Орловский областной Совет народных депутатов
  29. Псковская область — Псковское областное Собрание депутатов
  30. Самарская область — Самарская Губернская дума
  31. Свердловская область — Законодательное собрание Свердловской области
  32. Тамбовская область — Тамбовская областная дума
  33. Тверская область — Законодательное собрание Тверской области
  34. Томская область — Законодательная дума Томской области
  35. Тюменская область — Тюменская областная дума
  36. Санкт-Петербург — Законодательное собрание Санкт-Петербурга
  37. Еврейская АО — Законодательное собрание Еврейской АО
  38. Ханты-Мансийский АО — Югра — Дума Ханты-Мансийского АО — Югры
  39. Чукотский АО — Дума Чукотского АО

ЦИК утвердил очередность партий в бюллетенях на выборах в Госдуму

По словам главы Центризбиркома РФ Э. Памфиловой, начиная с сентябрьских выборов 2021 года, в избирательный процесс будут внесены ряд изменений. Предполагается увеличить перечень субъектов РФ, жители которых смогут проголосовать в электронном формате. В 2020 году технология уже была опробована в Ярославской и Курской областях на довыборах депутатов Госдумы по одномандатным округам. В числе других новшеств:

  1. ЦИК намерен добиться согласия от региональных Заксобраний на сокращение до 5% количества подписей, которые необходимо получить кандидатам в депутаты муниципальных органов власти.
  2. Электронный сбор подписей будет распространен на всю территорию страны. При этом сохранится бумажный формат, так как отдельным избирателям важен прямой контакт с кандидатом или его представителями. Пока с помощью портала Госуслуги можно сдать половину подписей.
  3. Голосование в течение 2-3 дней, скорее всего, будет сохранено, так как подобный формат удобен многим гражданам. Памфилова призвала партии более активно привлекать наблюдателей, чтобы исключить преобладание удобства над легитимностью.

В более отдаленной перспективе глава Центризбиркома считает необходимым отменить день тишины, который лишен смысла при существовании социальных сетей. Вместо досрочного голосования может быть запущено электронного голосование, к которому пока из-за соображений безопасности ЦИК РФ не готов. Памфилова не исключила введение электронной регистрации кандидатов после того, когда появятся «внятные решения» этого вопроса.

Как считают участники круглого стола Экспертного института социальных исследований, предстоящая избирательная кампания по выборам депутатов Госдумы может стать самой незаурядной за все время существования независимой России. На это есть несколько причин.

Запрос на стабильность

Безопасность и стабильность остаются в числе приоритетных ценностей россиян, что оставляет «Единой России» высокие шансы на сохранение лидерства в парламенте и увеличения превосходства. Пандемия и активизация локальных конфликтов на южных рубежах страны подталкивает избирателя к поиску проверенной и надежной политической силы.

Аналитики считают, что «Справедливая Россия» может столкнуться с большими трудностями, так как потенциал опоры на своего лидера уже исчерпал себя. Становится актуальным вопрос — сможет ли партия сохранить позиции на политическом поле.

КПРФ и ЛДПР ожидает борьба за второе место. Обладая статусом легальной оппозиции, две старейшие партии страны должны постоянно его подтверждать посредством обратной связи с обществом и электоратом, однако она работает не очень эффективно.

Повестка избирательной кампании 2021 года будет включать вопрос преемственности в КПРФ и ЛДПР, так как для Г. Зюганова и В. Жириновского предстоящие выборы окажутся последними, где они будут представлять свои партии в качестве лидеров.

С ЛДПР все более ясно — эта политическая сила одного человека. Применимо к КПРФ вопрос более сложный — здесь сформировался пул потенциальных преемников, среди которых Н. Харитонов, И. Мельников, С. Обухов. Кто из них заменит многолетнего лидера Г. Зюганова остается пока неясным.

«Партия прямой демократии»зарегистрирована Минюстом в апреле 2020 года.

  • В сентябре 2020 года партия выдвинула свои списки на выборах в 4 региональных парламента. В одном регионе ей было отказано в регистрации, а в 3 других партия не преодолела 5%-ный барьер.

Избирательные ухищрения-2021: Лотерея для электронной прохиндиады

— В конце прошлого года ИСЭПИ (на тот момент Александр Пожалов занимался политическими исследованиями в фонде ИСЭПИ — прим. ред.) выпустил доклад, согласно которому шансов у малых и несистемных партий на попадание в Думу практически нет. Однако в 2020-м было запущено несколько новых партпроектов — партия «Новые люди» Алексея Нечаева, «За правду» Захара Прилепина, «Зеленая альтернатива» Руслана Хвостова, «Партия прямой демократии» Вячеслава Макарова. Изменит ли это ожидаемый расклад?

— Тот доклад показывал общую картину выборов по партспискам на региональном и муниципальном уровнях в 2018–2019 годах. Действительно, учитывая нисходящий тренд для власти, резкий рост антирейтинга «Единой России» и протестного голосования после пенсионной реформы, без изменений в партийной системе можно было ожидать трехпартийную Госдуму, где результат ЕР сократился бы до 40–45 процентов и заметно увеличилось представительство КПРФ и ЛДПР. В последние два года коммунисты уже на треть улучшили свои результаты по партспискам по сравнению с выборами в Госдуму в 2016-м, а «жириновцы», которые традиционно сильнее проводят федеральные выборы, заметно прибавили даже на региональных кампаниях.

Для четвертой парламентской партии, «Справедливой России», отрицательный тренд тоже ощутим: мало новых ярких фигур (сходу вспоминается только депутат Госдумы Дмитрий Ионин), осталось совсем немного сильных регионалов (как, например, Олег Шеин или Валерий Гартунг), региональные отделения размываются. Даже без появления новых партий это вело к тому, что эсерам будет сложно зацепить 5 процентов на федеральных выборах.

Плюс в зоне вероятного госфинансирования (партии, которые получают 3 процента) в начале этого года находились самые успешные малые партии — «Партия пенсионеров» и «Коммунисты России», к которым перешла часть разочарованного электората власти и КПРФ. Там, где актуальна экологическая повестка, в прошлом году начал прибавлять бренд «Зеленые» (это старая партия, в 2020-м ее замещают «Зеленой альтернативой»).

Шансы эсеров и успешных малых партий, включая «Родину» и Партию Роста, на попадание в Думу без избирательных блоков были минимальны. Но отдельные их представители могли бы пройти по одномандатным округам, как в текущем созыве.

Это был инерционный сценарий выборов в Думу, с которым партийная система вступила в последний региональный цикл 2020 года. И, на мой взгляд, очень недальновидно, что власти не пошли на возвращение избирательных блоков. Такое оказалось бы полезно как раз и новичкам. А то ведь получается, что в 2021-м у нас начнется очень большая конкуренция даже внутри малых партий, а не только между новыми и парламентскими. «Новым людям» станут мешать Партия Роста и «яблочники», «За Правду» вышла в ту нишу, где есть «Родина», даже «зеленых» брендов и спойлеров КПРФ с коммунистическим названием в бюллетене тоже будет по два.

— Вы считаете, КПРФ и ЛДПР воспринимаются как настоящая оппозиция? Вообще, можно ли привлечь электорат лишь за счет риторики и протестного поведения, не меняя своих многолетних приевшихся лидеров?

— КПРФ в последнее время стала партией городского протеста. В прошлом году на выборах в Мосгордуму к этому ее подтолкнула сама власть — у недовольных избирателей просто не осталось альтернатив, кроме как голосования за КПРФ. В протестном 2018-м именно кандидаты КПРФ часто выигрывали у единороссов городские одномандатные округа на выборах в Заксобрания и горсоветы. А призыв Зюганова голосовать против поправок к Конституции стал неприятным сюрпризом для Кремля и вместе с тем сигналом самим партийным активистам на местах и избирателям, что КПРФ — это реальная оппозиция.

Большой плюс КПРФ в том, что они идейны и одни из немногих дают избирателям «образ будущего», альтернативную программу, хотя к ней можно по-разному относиться. На парламентских выборах с ростом политизации вернется запрос на программную политику, а не только новые лица, красивые слоганы и малые дела.

А ожиданиям ухода лидеров партий парламентской тройки уже много лет. Потому поначалу хорошо зашел в 2018 году на выборах президента Павел Грудинин, против которого потом развернули всю машину контрпропаганды — интерес к появлению новой фигуры, да еще с имиджем «социального директора», был очень высок.

И КПРФ в регионах в последние годы омолаживается: в руководство обкомов и горкомов приходит поколение 30–40-летних активистов и местных предпринимателей, деятельных в интернете, более оппозиционных. Например, Алексей Куринный, победивший в Ульяновской области на выборах в ГД в 2016-м кандидата ЕР, или звезда YouTube среди политиков — депутат Саратовской облдумы Николай Бондаренко.

У КПРФ есть возможность в 2021 году составить привлекательную федеральную десятку из свежих лиц, включив туда того же Грудинина, Куринного, Левченко. Это привлечет новых избирателей, осовременит образ. На такое коммунистов должна подтолкнуть активизация малых партий. В перспективе же КПРФ, скорее всего, перейдет к коллективному руководству с усилением роли региональных лидеров, в субъектах она уже ассоциируется прежде всего с ними.

— А что будет с ЛДПР, ведь все знают, что это партия одного человека, Владимира Жириновского, которого сложно считать оппозиционером? Хотя прошедшим летом многие узнали и другого либерал-демократа — арестованного Сергея Фургала.

— Это давний эффект: еще после событий на Украине и Крыма Жириновский перестал восприниматься как политический шут, ведь реализовались его многолетние прогнозы о международной агрессии против России и на постсоветском пространстве. Также на руку Жириновскому играет антиэлитная, популистская волна: главный популист российской политики и ее старожил (ЛДПР со своим бессменным лидером в федеральной политике находится уже 30 лет), как ни парадоксально, воспринимается как основная антиэлитная партия. Если мы посмотрим рейтинги доверия к политикам, то Жириновский идет первым среди лидеров парламентских партий и в том числе по-прежнему интересен молодежи.

В долгосрочной перспективе ЛДПР труднее, чем коммунистам, потому что это партия лидерская, без четкой идеологии, а преемников, близких Жириновскому по харизме, там нет. Но у ЛДПР есть запас значительного доверия к бренду еще на один цикл точно, а то, что власть порой обрушивается на них, только добавляет интереса протестных избирателей.

В этом плане большой плюс для ЛДПР и Жириновского — события в Хабаровске, арест Сергея Фургала. Жириновский на грани дозволенного отстаивал Фургала перед властью. Потом он заявил о фальсификации выборов Лукашенко, и тем самым вновь вышел за пределы паттерна поведения прокремлевской партии. А заявление, что он введет «народного губернатора» Фургала в федеральный список на думских выборах, — это скорее элемент будущего политического торга. В 1999 году ЛДПР не зарегистрировали на думские выборы, когда они включили в тройку «авторитетного бизнесмена» Анатолия Быкова (тогда был экстренно сформирован «Блок Жириновского»).

— В начале года ходило много слухов и гипотез относительно сценария перезагрузки всей системы. И в итоге по факту была принята новая Конституция. Исходя из этого, какую новую реальность, тренды и проблемы мы получили к ближайшей думской кампании?

— От кампании 2021-го я жду возрождения конфликта «центр – регионы» в новой интерпретации в одномандатных округах. В сложных регионах в ходе выборов по округам может проявиться запрос населения и местных элит на большее внимание Москвы, учет ею интересов регионов, допуск региональных элит к выработке федеральных решений.

Сейчас кадровая политика Кремля такова, что губернатор — это, как правило, внешний менеджер, своего рода руководитель филиала корпорации, на момент назначения не связанный с территорией и местными элитами. Многие приводят с собой в регион и такую же внешнюю команду замов-управленцев под разные федеральные проекты, начинают с замен мэров крупнейших городов — своих потенциальных конкурентов.

В качестве реверанса региональным властям фактически отдали местное самоуправление и его ресурсы. Но сам корпус региональных управленцев, новая региональная элита по ключевым позициям формируется сверху. Вот прямо в этом году под масштабную программу модернизации здравоохранения, куда пойдут федеральные деньги, в регионах активно меняются руководители здравоохранения. Да и силовые структуры усилили работу по региональным командам.

То же происходит и в бизнесе — например, реформа долевого строительства приводит к ослаблению региональных застройщиков. Федеральная «мусорная» реформа, создание регоператоров по отходам, строительство мусороперерабатывающих мощностей — это приход в ранее теневой сектор местных экономик федеральных бизнес-игроков на замену локальному бизнесу. Так как Россия живет под санкциями и российских денег на зарубежных рынках не ждут, логично, что федеральная бизнес-элита экстенсивно развивается вглубь страны — в новые для себя отрасли.

Поэтому, когда говорят о некой «суверенизации», что региональные элиты расширили свои полномочия, усиливается представительство регионов на федеральном уровне через Госсовет, тут нужно понимать, что это не про региональные элиты, а про полномочия губернаторов – федеральных менеджеров, которые к местным элитам не относятся и в своей деятельности больше ориентируются на Москву.

Недовольство данными процессами со стороны местных элит на выборах в Госдуму может выйти наружу в протестных одномандатных округах, срезонировать с кампанией против «Единой России». Тем более и конституционная реформа повысила статус Госдумы. Депутаты будут голосовать за новых вице-премьеров и министров — то есть их лоббистский и переговорный вес повышается, это предполагает более тесное и равноправное взаимодействие с правительством. Раньше у Госдумы была больше инструментальная роль в законотворческом процессе, основные социально-экономические законопроекты шли от правительства, но в нынешнем созыве, еще до поправок в Конституцию, Госдума и ее комитеты стали более влиятельной площадкой для законотворчества.

Так что интересный вопрос: каким окажется состав одномандатников, избранных без согласования с Кремлем? Они могут сильно выделяться в Госдуме, если остальной депутатский корпус будет составлен в основном из неполитических фигур — спортсменов, выходцев из Общественной палаты, общественников и социальщиков из ОНФ.

То, что мы видим с партийным строительством сейчас, все же больше напоминает сугубо политтехнологический процесс, причем запоздалый. Где бы были все новые партии, если бы весной прошла поправка о досрочных выборах и сейчас Кремль занимался не раскруткой новичков, а кампанией «Единой России» в Госдуму?

— В нулевые лидеры выходили из молодежных движений, сейчас же активно используются конкурсы, бизнес-модели, кейсовые подходы к подготовке. Какой механизм считаете наиболее эффективным вы?

— Лучший механизм отбора потенциальных политических лидеров — политические кампании, выборы, последующая деятельность представителем людей. Для чего требуется в том числе быть гибким, лавировать и договариваться. Это первичный инструмент выявления потенциала людей как публичных политиков, с которыми потом можно работать и далее повышать их управленческие качества, обучать бюджетным премудростям и так далее.

Лидеров для публичной политики невозможно подготовить через курсы, сверху. Это отличный вариант подготовки менеджеров для разных сфер, но они необязательно смогут или захотят стать политиками. Не получится политиков по умолчанию и из руководителей-бюджетников. Хотя формально те коммуницируют с большим количеством людей, но они зажаты в жесткой бюрократической системе и скованы ответственностью за коллектив, за учреждение.

Система же пока не готова открыть шлюзы: наоборот, такой путь появления лидеров снизу, через выборы, стараются минимизировать, что показали выборы в Мосгордуму. Участие в выборах и дальнейшее перенаправление внесистемных кандидатов в системное русло — наиболее действенный способ. Всегда кто-то потом сам отсеется, кто-то продолжит заниматься своей общественной работой или локальным активизмом, лишь некоторые пойдут дальше в политику. Вспомним судьбу многих новых мундепов в Москве после выборов, что 2012-го, что 2017-го.

А в 2019-м в Москве сложилась обратная ситуация — даже умеренных политиков вытолкнули к несистемной оппозиции и объединили с Навальным в союз всех недовольных. Опасно повторять эту ошибку на выборах в Госдуму в протестных регионах, если мы не хотим появления технических, случайных депутатов в федеральном парламенте.

— В 2018 году началось падение рейтинга ЕР и Дмитрия Медведева. Однако многие эксперты считают, что пока партии хватит ресурса для удержания большинства в Думе. Но что дальше?

— В этом году в регионах власть оценивает, как сработает административная модель, когда новые губернаторы-технократы и не-политики, многие из которых были сначала чужими для региона и дистанцировались от партии, возглавляют партийные отделения и списки «Единой России» в заксобраниях. Если это подействует в протестных регионах со сложным конгломератом элит — например, в таких крупных, как Челябинская и Новосибирская области, — то, вероятно, на подобную модель сделают ставку и на выборах в Госдуму. Тогда в списках ЕР мы увидим множество губернаторов новой волны.

В данных условиях у новых кремлевских партий шансов на выборах в Госдуму по общефедеральному округу очень мало, ведь каждый губернатор будет отвечать за результат ЕР на своей территории, а крупные регионы «электоральной мобилизации» (нацреспублики, Кемеровская область) вновь дадут ЕР львиную долю голосов. Тогда и Владимиру Путину будет проще открыто поддержать ЕР и своих новых губернаторов.

Но новые проекты очень затратны, чтобы быть созданными только ради нескольких мандатов в округах. А с учетом накопленного с 2018 года антирейтинга ЕР ее прямая поддержка сейчас невыгодна для самого Путина. Так что тут будут важны и результаты выборов 13 сентября для ЕР, и динамика ее рейтингов к началу следующего года.

— Какие сценарии в зависимости от этого могут быть разыграны?

— В целом сейчас «Единая Россия» не так близка к Кремлю, как прежде. Там есть два подхода. Первый — попробовать обновить имидж ЕР и ее саму изнутри, уйти от имиджа партии бюрократии, очиститься от «конъюнктурщиков», как наказал им Путин на последнем партийном съезде. Тем самым возвратить отвернувшихся избирателей и привлечь молодежь.

Второй подход прагматичнее — пусть ЕР остается плюс-минус на тех уровнях, как сегодня, а этот запрос на новые лица, ранее не интересовавшихся политикой избирателей перенаправим в новую партию. Почему и появились «Новые люди» с явной административной и ресурсной поддержкой на федеральном уровне.

Для власти может быть и долгосрочная логика в том, чтобы разложить яйца по нескольким корзинам и не препятствовать проходу по партспискам тех же «Новых людей» как либерально-патриотичной силы. Реальная проблема и риск для ЕР, а заодно и всей политической системы — в Госдуме уже несколько созывов не представлена праволиберальная партия. И, после 2018 года в особенности, это бьет именно по ЕР.

Партия ориентирована на консервативных избирателей, опирающихся на власть, рассчитывающих на ее помощь, но ей постоянно приходится брать на себя ответственность за непопулярные либеральные инициативы экономического блока правительства и правых экономистов, вроде пенсионной реформы, за которую ЕР ответила на выборах сполна, хотя это была чуждая ей идея. Если в следующей Госдуме вновь возникнет необходимость проводить что-то непопулярное, то лучше, чтобы в парламенте имелись и другие сторонники таких реформ, помимо ЕР.

На выборах будут принимать участие 32 партии, часть из них, а именно 14 партий имеют права не собирать подписи избирателей в пользу кандидатов, т.к. на прошлых выборах они набрали более 3% голосов.

14 партий, которые имеют права не собирать подписи:

  1. Единая Россия
  2. ЛДПР
  3. КПРФ
  4. Справедливая Россия — За правду
  5. Партия пенсионеров
  6. Коммунисты России
  7. Родина
  8. Новые люди
  9. Яблоко
  10. Зелёная альтернатива
  11. Партия роста
  12. Зелёные
  13. РПСС
  14. Гражданская платформа

Инструкции по регистрации для голосования через Госуслуги появится на нашем сайте 2 августа 2021.

Россияне в Австралии проголосуют за кандидатов в Госдуму из Барнаула. Список ЦИК

  • Čeština
  • Deutsch
  • Español
  • Français
  • Italiano
  • Nederlands
  • Polski
  • Português
  • Türkçe
  • Norsk
  • Svenska
  • Dansk
  • Suomen kieli
  • Magyar
  • Română
    • Previous article
    • Next article

      • Čeština
      • Deutsch
      • Español
      • Italiano
      • Nederlands
      • Polski
      • Português
      • Русский
      • Türkçe
      • Norsk
      • Svenska
      • Dansk
      • Suomen kieli
      • Magyar
      • Română

      После выборов 2016 года самой популярной партией была партия « Единая Россия », ее рейтинг в опросах колебался от 40% до 55%, а рейтинг основных оппозиционных партий (коммунистической и либерально-демократической партий) составлял немногим более 10%. Рейтинг « Справедливой России» был ниже 5-процентного порога, необходимого для прохождения в Государственную Думу.

      В июне 2018 года, после того как премьер-министр Дмитрий Медведев объявил о реформе по повышению пенсионного возраста, рейтинг правящей партии «Единая Россия» резко упал и с тех пор колеблется в пределах от 34% до 29%. В то же время рейтинг КПРФ вырос и сейчас составляет от 10% до 14%. Рейтинг «Справедливой России» также вырос, но все же он остается относительно небольшим и колеблется в пределах 5–8%. Рейтинг Либерально-демократической партии остается стабильным на уровне от 10% до 13%. Результаты опросов разнятся в зависимости от того, находятся ли коммунисты или Либерально-демократическая партия в настоящее время в качестве второй по популярности партии. Рейтинги всех непарламентских партий, вместе взятых, колеблются от 6% до 17%, при этом точные цифры по каждой партии неизвестны. Когда доля людей, которые ответили, что они не будут голосовать и которые не уверены, распределяется поровну между партиями, доля избирателей «Единой России» колеблется в районе 41%, КПРФ — около 20%, ЛДПР — около 15%, JR — около 8% и других партий. около 14%.

      Дополнительная информация: пандемия COVID-19 в России и влияние пандемии COVID-19 на политику

      В связи с пандемией COVID-19 формат отдельных предвыборных мероприятий может быть изменен по состоянию здоровья. В частности, в 2020 году был принят закон, разрешающий досрочное голосование на избирательных участках за два дня до официального дня голосования. Кроме того, сами избирательные участки могут быть организованы вне помещений. Однако такое решение не является обязательным и может быть принято Центральной избирательной комиссией в течение десяти дней после назначения выборов.


      Похожие записи:

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован.