Материальная помощь к отпуску бюджетникам

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Материальная помощь к отпуску бюджетникам». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Генеральному директору
ООО «Шантарам»
А.Г. Сайфетдинову
от экономиста отдела снабжения
Л.И. Рубан

заявление.

Прошу предоставить мне материальную помощь в связи с предстоящим отпуском с 21.05.2017 г. по 17.06.2017 г., выплачиваемую на основании положений коллективного договора.

29.04.2017 г.

/Рубан/ Л.И.Рубан

Особенности выплаты материальной помощи к отпуску

Средства, выплачиваемые работнику, являются расходами предприятия. Как это отражается на налогообложении, зависит от того, проводится ли она как поощрительная или социальная надбавка.

Фиксированное количество денежных средств, которое гарантированно получает к отпуску каждый работник, безотносительно к условиям и результатам своего труда, в списке расходов предприятия относится к неучтенным. Поэтому согласно п. 23 ст. 270 НК РФ она не является признаваемой в расходах для налогов на прибыль.

С точки зрения работника эта выплата признается доходом, поэтому подпадает под НДФЛ и начисление с нее обязательных страховых взносов в ПФР, ФССС и ФФОМС, если превышает установленный законом необлагаемый лимит в 4 000 руб. в год (п. 28 ст. 217 НК РФ, Письмо Министерства финансов РФ от 22 октября 2013 года № 03-03-06/4/44144, п. 11 ч. 1 ст. 9 Федерального Закона от 24.07.2009 года № 212).

НДФЛ и страховые взносы рассчитываются и удерживаются, исходя не из всей выплаты, а только из части, превышающей лимит, то есть с суммы свыше 4 000 руб.

В некоторых организациях надбавка к отпускным привязывается к результатам деятельности сотрудника:

  • факт выплаты может зависеть от соблюдения трудовой дисциплины;
  • размер варьируется в зависимости от стажа, квалификации, трудовых достижений и т.п.

Такая выплата с позиции налогового законодательства является частью затрат на оплату труда, поэтому и признается в расходах на налогообложение, если она должным образом регламентирована во внутренних нормативных актах. НДФЛ и страховые взносы взимаются с нее в полном объеме, а не только с части, превышающей 4 000 руб. ежегодно.

Как правильно провести выплату материальной помощи к отпуску

Поскольку материальная поддержка не входит в обязательный перечень трудовых выплат, обеспеченных социальными нормами, точная сумма определяется в индивидуальном порядке.

Чаще всего, к параметрам, влияющим на размер матпомощи, относят:

  • текущий заработок человека, уходящего в отпуск;
  • действующая тарифная ставка работника;
  • среднемесячный показатель за последние несколько месяцев;
  • длительность работы.

Заявление на материальную помощь к отпуску не имеет законодательно установленной формы. В связи с этим его форма может быть как свободной, так и закрепленной во внутреннем правовом акте организации. При этом в любом случае не следует забывать о соблюдении правил делопроизводства и требований трудового и налогового законодательства, т. к. это важно, например, для правильного исчисления налога на прибыль организаций и подлежащих уплате страховых взносов, а также удержания налога на доходы физических лиц с работников.

С учетом практики трудовых отношений и правил кадрового делопроизводства заявление должно содержать:

  • данные адресата (должностного лица, компетентного принимать решение о выплате материальной помощи);
  • сведения о работнике, направившем заявление (имя, данные о рождении, адрес регистрации, занимаемая в организации должность, номер страхового пенсионного свидетельства и номер налогоплательщика);
  • основания осуществления выплаты — причины, по которым работник просит оказать помощь (зависят от особенностей ее установления на предприятии);
  • указание размера выплаты (если это допускается внутренним актом);
  • сведения об отпуске, предоставленном сотруднику, в том числе его временные рамки и дата отбытия (выплата осуществляется исключительно при предоставлении ежегодного отпуска);
  • дату направления и подпись работника.

Конкретные правила составления подобного заявления должны содержаться в инструкции по делопроизводству в организации, а также в документе, регламентирующем вопросы осуществления материальной выплаты. С образцом заявления об оказании помощи при отбытии в очередной отпуск вы можете ознакомиться на нашем сайте (скачав, можно использовать его в качестве основы при составлении своего варианта).

Работодатель осуществляет материальную выплату к отпуску согласно правилам, утвержденным внутренним документом предприятия (коллективным договором или положением об оплате труда). При этом в любом случае для осуществления выплаты важно соблюдения ряда условий, определенных действующим законодательством и судебной практикой (пример — апелляционное определение Красноярского краевого суда от 03.09.2014 по делу № 33-8545/14), согласно которым необходимо:

  • установление такой выплаты в письменном документе, обладающем юридической силой (либо готовность представителя работодателя осуществить такую выплату при достаточности на то полномочий);
  • нахождение получателя такой помощи в штате организации;
  • предоставление работнику ежегодного оплачиваемого отпуска (как правило, выплата носит разовый характер и при разделении отпуска выплачивается при предоставлении первой его части);
  • написание работником соответствующего заявления;
  • наличие оснований для получения, если выплата носит социальный характер, а не устанавливается для всех сотрудников без исключения в качестве дополнительной выплаты к окладу.

В том случае, когда обязательность выплаты матпомощи к отпуску закреплена в нормативном правовом акте и/или внутреннем акте организации (включая коллективный договор), работодатель не может отказать в ее предоставлении.

Узнайте также «Входит ли материальная помощь к отпуску в расчет отпускных?».

Вопросы о предоставлении/непредоставлении материальной помощи, которая предусматривается к отпуску, часто вызывают споры между сторонами трудовых отношений, о чем свидетельствует обширная практика судов различных уровней. Судебные органы в целом выработали единую позицию в отношении подобных споров, которая и позволяет сказать определенно, положена ли такая выплата, если человек увольняется.

В частности, Верховный суд Республики Северная Осетия — Алания в апелляционном определении от 12.08.2014 по делу № 33-943/14 однозначно указал, что истцы не могут требовать выплаты им материальной помощи к ежегодному отпуску, т. к. они в нем не были, правила же денежной компенсации отпусков, установленные в соответствующем правовом акте, подобной выплаты не предусматривают. Аналогичная позиция следует и из апелляционного определения Калининградского областного суда от 07.10.2015 по делу № 33-4953/2015, согласно которому истица имела право на получение единовременной помощи к отпуску, хотя и находилась в нем всего 1 день, т. к. право на такую выплату установлено рядом нормативных актов, касающихся оплаты труда государственных гражданских служащих региона.

Из вышесказанного следует ряд выводов:

  1. При увольнении с работы сотрудник может получить материальную помощь лишь в том случае, если она предусмотрена правовыми актами или трудовым договором.
  2. По общему правилу материальная помощь к отпуску при увольнении может быть предоставлена, если лицо фактически отбывает в отпуск (хотя бы на 1 день), что следует из самого наименования выплаты.
  3. Лишь в том случае, если правовым актом или соглашением сторон устанавливается возможность получения матпомощи к отпуску вместе с компенсацией за неиспользованный отпуск, такая выплата может быть получена и увольняющимся (увольняемым) сотрудником.

Кроме того, следует учесть, что ч. 2 ст. 127 ТК предусмотрена возможность предоставления по соглашению сторон увольняемому работнику (по его личному заявлению) неиспользованных отпусков, после окончания которых и происходит юридическое прекращение трудовых отношений. В таком случае материальная помощь, которая выплачивается именно к отпуску, должна быть предоставлена в обязательном порядке.

Подробности читайте в материале «Материальная помощь при увольнении по собственному желанию».

  • Законодательство о труде и заработной плате
  • Расчеты и начисления
  • Гарантии и компенсации
  • Бухгалтерский учет и налогообложение
  • Документарий
  • Справочная информация и статистика

В настоящее время единовременная выплата на оздоровление предусмотрена несколькими нормативными правовыми актами.

1 Пунктами 4 и 5 Указа Президента Республики Беларусь от 18.01.2019 № 27 «Об оплате труда работников бюджетных организаций» установлено, что работникам бюджетных организаций ежегодно осуществляется единовременная выплата на оздоровление, как правило, при уходе в трудовой отпуск (отпуск) из расчета 0,5 оклада, если иной размер не установлен законодательными актами или Советом Министров Республики Беларусь.

Размеры, порядок и условия осуществления единовременной выплаты определяются согласно положениям, утверждаемым руководителями бюджетных организаций.

На выплату заработной платы, осуществление единовременной выплаты на оздоровление и оказание материальной помощи направляются средства, предусматриваемые в соответствующих бюджетах, средства, получаемые от осуществления приносящей доходы деятельности, а также средства из иных источников, не запрещенных законодательством, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь.

2 Подпунктом 7.1 Положения об условиях оплаты труда руководителей государственных организаций и организаций с долей собственности государства в их имуществе, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 08.07.2013 № 597 (в ред. от 14.04.2020; далее — Положение № 597), предусмотрено, что руководителю может быть выплачена материальная помощь на оздоровление при предоставлении трудового отпуска в размере:

  • не более двух окладоводин раз в течение календарного года;
  • не более 0,5 общего фиксированного оклада, установленного в соответствии с п. 5 Положения № 597, — по решению собственника имущества в организациях, в которых проводятся мероприятия по финансовому оздоровлению и выводу организации из кризисного состояния, а также в организациях, в которых проводятся мероприятия по модернизации, включая мероприятия по внедрению новейших технологий, созданию новых и реконструкции действующих производств.

3 В соответствии с п. 1 ст. 50 Закона Республики Беларусь от 14.06.2003 № 204-З «О государственной службе в Республике Беларусь» (в ред. от 18.07.2019) государственному служащему ежегодно предоставляется основной трудовой отпуск продолжительностью 28 календарных дней с выплатой единовременного пособия на оздоровление в соответствии с законодательством.

4 Как уже говорилось выше, согласно ст. 182 ТК в случаях, предусмотренных законодательством, коллективным договором, соглашением, трудовым договором, наниматель обязан при предоставлении трудового отпуска (а при разделении его на части — при предоставлении одной из частей отпуска) производить работнику единовременную выплату на оздоровление в размере, определяемом законодательством, коллективным договором, соглашением, трудовым договором.

Порядок документального оформления осуществления единовременной выплаты на оздоровление организация разрабатывает самостоятельно.

Как правило, при уходе в отпуск работник подает на имя руководителя организации заявление, в котором содержится указание на необходимость осуществления единовременной выплаты. На основании заявления оформляется приказ о предоставлении отпуска с выплатой единовременной материальной помощи на оздоровление.

Обратите внимание!
Следует учитывать то, что отсутствие у работодателя денежных средств не освобождает его от обязанности выплатить работнику материальную помощь на оздоровление.

Поскольку согласно ст. 349 ТК гарантии и компенсации, предусмотренные Трудовым кодексом, другими актами законодательства, коллективными договорами, соглашениями, иными ЛПА, предоставляются работающим по совместительству в полном объеме (кроме гарантий и компенсаций, предусмотренных для работников, совмещающих работу с получением образования, которые предоставляются только по месту основной работы), материальная помощь на оздоровление может оказываться не только работникам, работающим в организации по месту основной работы, но и совместителям.

Словарь.
Совместительство — это выполнение работником в свободное от основной работы время оплачиваемой работы у того же (внутреннее совместительство) или у другого (других) нанимателя (нанимателей) (внешнее совместительство) на условиях другого трудового договора (ст. 343 ТК).

Так как совместитель является работником организации, состоящим в трудовых отношениях с нанимателем на основании заключенного трудового договора, выплата ему единовременной материальной помощи к отпуску на оздоровление осуществляется в общеустановленном порядке.

Порядок отражения в бухгалтерском учете хозяйственных операций установлен:

  • Инструкцией о порядке применения типового плана счетов бухгалтерского учета, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 29.06.2011 № 50 (в ред. от 13.12.2019; далее — Инструкция № 50);
  • Инструкцией по бухгалтерскому учету доходов и расходов, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.09.2011 № 102 (в ред. от 22.12.2018; далее — Инструкция № 102).

В состав прочих расходов по текущей деятельности, учитываемых на субсчете 90 — 10 «Прочие расходы по текущей деятельности», включается в т. ч. материальная помощь работникам организации на оздоровление (п. 13 Инструкции № 102).

Расходы, которые невозможно соотнести с доходами определенного отчетного периода, признаются в бухгалтерском учете в составе расходов того отчетного периода, в котором они были произведены (п. 32 Инструкции № 102).

Для обобщения информации о расчетах с работниками организации по оплате труда, а также по выплате им дивидендов и других доходов от участия в уставном фонде организации используется счет 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» (п. 55 Инструкции № 50).

В бухгалтерском учете организации начисление единовременной материальной помощи к отпуску отражается по дебету субсчета 90 — 10 «Прочие расходы по текущей деятельности» и кредиту счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», а ее выплата — по дебету счета 70
«Расчеты с персоналом по оплате труда» и кредиту счетов 50 «Касса», 51 «Расчетные счета».

Затратами, учитываемыми при налогообложении, признаются экономически обоснованные затраты, определяемые на основании документов бухгалтерского учета (при необходимости посредством проведения расчетных корректировок к данным бухгалтерского учета в рамках ведения налогового учета), если иное не установлено Налоговым кодексом Республики Беларусь (далее — НК) и (или) законодательством.

К затратам, учитываемым при налогообложении, относятся:

  • затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав;
  • нормируемые затраты (п. 1 ст. 169 НК).

Затраты по производству и реализации представляют собой стоимостную оценку использованных в процессе производства и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных средств, нематериальных активов, трудовых ресурсов и иных расходов на их производство и реализацию, отражаемых в бухгалтерском учете (п. 1 ст. 170 НК).

Выплаты физическим лицам, работающим в организациях по трудовым договорам, в денежной и натуральной формах в виде единовременной выплаты (материальная помощь, пособие) на оздоровление включаются в состав прочих нормируемых затрат (подп. 2.1 ст. 171 НК).

Таким образом, единовременная материальная помощь, выплачиваемая работнику к отпуску на оздоровление, учитывается при налогообложении прибыли в составе прочих нормируемых затрат с соблюдением общего ограничения, установленного п. 3 ст. 171 НК.

Обратите внимание!
Совокупный размер прочих нормируемых затрат, учитываемых при налогообложении прибыли, не может превышать 1 % выручки от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав и сумм доходов от операций по сдаче в аренду (лизинг), иное возмездное и безвозмездное пользование имущества (с учетом НДС) (для банков — от суммы доходов, определяемой в соответствии со ст. 176 НК, за вычетом доходов, относящихся согласно Налоговому кодексу ко внереализационным доходам, кроме сумм доходов, указанных в подп. 3.18 ст. 174 НК) (п. 3 ст. 171 НК).

Начиная с 2020 г. единовременная выплата (пособие) на оздоровление, осуществляемая работникам бюджетных организаций в соответствии с законодательством, оплата труда которых производится за счет внебюджетных средств от приносящей доходы деятельности, включается в состав затрат по производству и реализации (ч. 2 п. 6 и абз. 2 п. 16 Указа Президента Республики Беларусь от 31.12.2019 № 503 «О налогообложении» (в ред. от 17.04.2020; далее — Указ № 503)), т. е. ограничение, предусмотренное п. 3 ст. 171 НК, на данный случай не распространяется.

Объектом налогообложения подоходным налогом с физических лиц признаются доходы, полученные плательщиками (физическими лицами, признаваемыми налоговыми резидентами Республики Беларусь в соответствии со ст. 17 НК) от источников в Республике Беларусь и (или) от источников за ее пределами (подп. 1.1 ст. 196 НК).

При определении налоговой базы подоходного налога учитываются все доходы плательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах (п. 1 ст. 199 НК).

Важно учитывать то, что от подоходного налога освобождаются доходы физических лиц, не являющиеся вознаграждениями за выполнение трудовых или иных обязанностей, в т. ч. в виде материальной помощи, подарков и призов, оплаты стоимости путевок (за исключением доходов, указанных в пп. 14, 29, 30 ст. 208 НК), получаемые:

  • от организаций и ИП, являющихся местом основной работы (службы, учебы), в т. ч. пенсионерами, ранее работавшими в этих организациях и у ИП, — в размере, не превышающем 2115 руб., от каждого источника в течение налогового периода;
  • иных организаций и ИП, — в размере, не превышающем 140 руб., от каждого источника в течение налогового периода (п. 23 ст. 208 НК, приложение 9 к Указу № 503).

Словарь.
Для целей исчисления подоходного налога место основной работы — это организация или ИП, которым в соответствии с законодательством предоставлено право заключения и прекращения трудового договора и у которых ведется трудовая книжка работника, а также организации, которыми в соответствии с законодательством осуществляются обязательное привлечение к труду или трудовая терапия (реабилитация) физических лиц, территориальные коллегии адвокатов (для адвокатов, осуществляющих адвокатскую деятельность в юридической консультации) и адвокатские бюро (для адвокатов, являющихся его учредителями (участниками)), территориальные нотариальные палаты (для нотариусов, осуществляющих нотариальную деятельность в нотариальных конторах) (абз. 5 ч. 2 ст. 195 НК).

Таким образом, доход работника в виде единовременной материальной помощи к отпуску на оздоровление не облагается подоходным налогом, если его величина с учетом иных подобных выплат, полученных в течение налогового периода, не превышает 2115 руб. (по месту основной работы) и 140 руб. (не по месту основной работы).

Если имеется превышение данной величины, подоходный налог с суммы превышения льготы исчисляется в общеустановленном порядке и в бухгалтерском учете организации отражается по дебету счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» и кредиту субсчета 68 — 4 «Расчеты по подоходному налогу».

Основные нормативные правовые акты, связанные с начислением и уплатой страховых взносов в ФСЗН и Белгосстрах, — это:

  • Закон Республики Беларусь от 29.02.1996 № 138-XIII «Об обязательных страховых взносах в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь» (в ред. от 09.01.2017; далее — Закон № 138-XIII);
  • Положение о порядке уплаты страховщику страховых взносов по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 10.10.2003 № 1297 (в ред. от 29.08.2019; далее — Положение № 1297);
  • Перечень выплат, на которые не начисляются взносы по государственному социальному страхованию, в т. ч. по профессиональному пенсионному страхованию, в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь и по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в белорусское республиканское унитарное страховое предприятие «Белгосстрах», утвержденный постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 25.01.1999 № 115 (в ред. от 29.08.2019; далее — Перечень № 115).

Объектом для начисления обязательных страховых взносов в ФСЗН для работодателей и работающих граждан являются выплаты всех видов в денежном и (или) натуральном выражении, начисленные в пользу работающих граждан по всем основаниям независимо от источников финансирования, включая вознаграждения по гражданско-правовым договорам, кроме предусмотренных Перечнем № 115, но не выше 5-кратной величины средней заработной платы работников в республике за месяц, предшествующий месяцу, за который уплачиваются обязательные страховые взносы, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь (ст. 2 Закона № 138-XIII).

Объектом для начисления страховых взносов в Белгосстрах являются выплаты всех видов, начисленные в пользу лиц, подлежащих обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, по всем основаниям независимо от источников финансирования, кроме предусмотренных Перечнем № 115 (п. 2 Положения № 1297).

В соответствии с п. 7 Перечня № 115 материальная помощь, оказываемая работникам в соответствии с законодательными актами, а также в связи со вступлением в брак, рождением ребенка, постигшим их стихийным бедствием, пожаром, хищением имущества, увечьем, смертью их близких родственников, не является объектом для начисления обязательных страховых взносов в ФСЗН и Белгосстрах.

Таким образом, в случае выплаты работнику единовременной материальной помощи на оздоровление к отпуску на нее не начисляются обязательные страховые взносы в ФСЗН и Белгосстрах.

Обратите внимание!
Страховые взносы в ФСЗН и Белгосстрах не начисляются на сумму материальной помощи и в том случае, если она выплачивается после возвращения из отпуска, т. к. материальная помощь на оздоровление относится к выплатам, перечисленным в п. 7 Перечня № 115, независимо от даты и времени ее выплаты (в период нахождения в отпуске либо после его окончания).

Отчисления на социальное страхование в ФСЗН и взносы в Белгосстрах, уплачиваемые за счет организации, отражаются по дебету тех счетов, на которых учитывается начисление оплаты труда и других выплат работникам, и кредиту счета 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» и субсчета 76 — 2 «Расчеты по имущественному и личному страхованию» соответственно (пп. 54 и 59 Инструкции № 50).

Обязательные страховые взносы в ФСЗН и Белгосстрах, начисленные в порядке, установленном законодательством, относящиеся к затратам, учитываемым при налогообложении, учитываются в составе затрат по производству и реализации товаров (работ, услуг) (подп. 2.5 ст. 170 НК).

Страховые взносы в ФСЗН и Белгосстрах, начисленные в порядке, установленном законодательством, за исключением указанных в подп. 2.5 ст. 170 НК, или относимые к первоначальной стоимости амортизируемых активов, включаются в состав внереализационных расходов (подп. 3.34 ст. 175 НК).

Выводы.

1. При предоставлении трудового отпуска (а при разделении его на части — при предоставлении одной из частей отпуска) наниматель обязан произвести работнику единовременную выплату на оздоровление в случаях и размере, определяемых законодательством, коллективным договором, соглашением, трудовым договором.

Расчет отпускных

Расчет больничных

Расчет подоходного налога

Подписка на электронный журнал
«Главный Бухгалтер. Зарплата»

Подписка на печатный журнал
«Главный Бухгалтер. Зарплата»

Комплект «ЭТАЛОН. Зарплата»

Диана Шигапова

Материальная помощь — это деньги, которые выплачивает работодатель своим работникам при наступлении определенных событий.

Как выплачивать матпомощь законами не установлено, работодатель определяет порядок выплат сам. Расскажем, как это делается.

Ситуации, когда работникам нужно оказать материальную помощь, работодатель определяет сам. Это может быть:

  • вступление работника в брак,

  • рождение в его семье ребенка,

  • лечение работника или его детей (например, покупка дорогих лекарств, получение платных медуслуг),

  • смерть члена семьи работника (например, матери, отца, супруги),

  • выход работника на пенсию.

Все основания получения матпомощи обычно прописывают в локальном нормативном акте или коллективном договоре. Там же указывают, какие документы нужно принести работнику, сколько дадут денег, в какие сроки они будут перечислены.

Работодатель может предусмотреть как конкретные суммы матпомощи, так и диапазон, например, 20 000 ₽ — 100 000 ₽.

Если условия матпомощи нигде не прописаны, руководитель организации по обращению работника может принять решение о выплатах лично.

Положена ли материальная помощь к отпуску?

Матпомощь не входит в систему оплаты труда по ст. 135 Трудового кодекса РФ, то есть ее не дают за перевыполнение плана или вредные условия труда.

Материальная помощь — выплата социального характера, она предназначена для участия в хороших и поддержки работников в плохих жизненных событиях. Тем самым работодатель показывает свое небезразличие и взамен получает лояльность работников. Такие выплаты — популярная практика всех крупных компаний.

В Трудовом кодексе РФ и других законах нет норм, которые бы обязывали работодателя выплачивать матпомощь, он делает это по собственному волеизъявлению. Поэтому требовать выплаты, если такая обязанность работодателя не установлена локальными документами, работник не может.

Родители или супруг(а) могут обратиться к руководителю компании за помощью в погребении умершего работника.

Помогать им или нет — решает руководитель. Если обязанность оказания матпомощи в случае смерти работника прописана в локальном нормативном акте, отказать он не вправе.

В положении о матпомощи или коллективном договоре подробно описывают весь этот процесс.

Обращение к работодателю. Обычно от работника требуется заявление с документом, доказывающим факт события. Таким документом может быть копия свидетельства о браке, о рождении ребенка, о смерти родителя.

Издание приказа об оказании материальной помощи. На основании полученного сообщения работодатель издает приказ об оказании матпомощи, где указывает сумму и срок выплаты.

Выплата матпомощи. Бухгалтерия проводит эту операцию на основании приказа руководителя.

Если происходит задержка выплаты матпомощи, за каждый день просрочки на нее начисляются проценты в соответствии со ст. 236 ТК РФ. При этом работник не вправе приостанавливать работу, ссылаясь на ст. 142 Трудового кодекса РФ.

Как мы писали выше, матпомощь — не зарплата, поэтому задержка ее выплаты не может повлечь приостановление работы.

К отпуску материальная помощь госслужащим оформляется в 4 этапа:

  1. Составление заявление от работника, который нуждается в деньгах, в отпуске. Он обязан сообщить о своих намерениях работодателю. Заявление не пишется, если человек уходит на отдых по графику, составленному заранее. В этой ситуации начисление материальной помощи происходит автоматически, но при условии, что это предусмотрено внутренними актами предприятия.

Исключение составляют сотрудники бюджетных предприятий. Им выдается финансовая помощь единожды в год. И об этом заявление не пишется.

Начислением занимается бухгалтерия. Основанием служит приказ. Когда выплачивается материальная помощь к отпуску? За 3 дня с начала официального отдыха.

Приказ – основание выплат. Он составляется письменно, с соответствующими реквизитами. В частности, документ содержит:

  • наименование фирмы, предприятия;
  • слово «приказ»;
  • дата составления;
  • порядковый номер;
  • основание назначения выплат;
  • текст с назначением должностного лица, ответственного за перечисление выплат;
  • данные о заявлении: если основанием изданного работодателем приказа выступает не только пункт локального НА, но и заявление, поданное работником, указывается дата составления последнего;
  • подписи начальника, бухгалтера.

Материальная помощь к отпуску в качестве денежной поддержки соответствует критериям:

  1. Выплаты могут быть переданы сотруднику вне зависимости от занимаемой им должности, интенсивности трудовой деятельности, достигнутых показателей и т.д.
  2. Поддержка ориентирована на удовлетворение потребностей человека, как правило, имущественного характера.
  3. Материальная помощь для частных компаний не является обязанностью руководителя. Это его право, которое он реализует как поощрение сотрудников, отличившихся на работе. Для бюджетных организаций – это обязанность их руководителей, так как этот вид финансовой помощи оказывается персонажу один раз в год.
  4. Материальная помощь носит единовременный характер.
  5. Оказание финансовой поддержки может быть нерегулярным. Все зависит от состояния в компании или на предприятии.
  6. Размер финансовой поддержки устанавливается работодателем. Для удобства расчета обычно используют оклад в качестве базы исчисления. Это касается как государственных предприятий, так и частных фирм. Но выплата зависит от того, какая экономическая ситуация на предприятии. Если оно находится на грани краха и развала, ЮЛ не может выплатить сотрудникам премиальные деньги.

СПРАВКА: это основные критерии выплаты человеку материальной помощи на работе. Если предприятие работает эффективно, получает прибыль, то вопрос об оказании финансовой поддержки решается в положительную сторону.

Сотрудник работает по трудовому договору. Работодатель удовлетворил его просьбу ― выдал ему материальную помощь. Если ее размер за год не превысил 4000 рублей, выплата освобождается т налогов и сборов.

Если размер помощи выше 4000, то она облагается взносами в ФСС в размере 30%, а также налогом на доходы граждан. Его ставка по главе 23 НК РФ составляет 13% для резидентов РФ, 30% ― для нерезидентов.

Трудовым законодательством не дано понятие материальной помощи. Однако определение такой помощи есть в толковых словарях. Например, это содействие кому-нибудь в чём-нибудь, приносящее облегчение. Следовательно, под материальной помощью от работодателя понимаем оказание содействия, участие руководителя в решении проблемы, трудной жизненной ситуации.

Разовую материальную помощь работодатель-частник оказывает в определенной сложной ситуации, в которой оказался сотрудник. Решение о выплате принимает руководитель, учитывая обстоятельства и при наличии денежных средств у компании.

Для госкомпаний предусмотрен иной порядок выплаты разовой материальной помощи. Рассмотрим некоторые примеры.

Размер финпомощи диктуют законы учреждения. Получат побольше те, у кого выше оклад, ставка, зарплата в месяц, стаж на предприятиях бюджетной сферы. Точнее и подробнее условия начисления матпомощи, к отпуску, в частности, прописываются в положениях об оплате труда, известно это должно быть работнику и из трудового договора, заключенного с ним при поступлении на работу.

Госслужащие, например, знают, что могут получить дополнительно 2 оклада, рядовые сотрудники бюджетной сферы 1–3 оклада, на усмотрение руководства и в пределах внутренних законов учреждения. В расчет финпомощи, равной окладу, не входят даже обязательные премии, компенсации или доплаты. А в целом объем соцвыплаты к отпуску зависит от бюджета регионального и бюджетной наполненности учреждения.

Специально заявление на финпомощь писать не обязательно, это можно указать в заявлении на отпуск, хотя в специальном отпускном бланке заявления отдельного места может и не быть.

В заявлении в свободной форме, если таковое возможно, пишем обычное: «Прошу предоставить…», затем «и материальную помощь в размере…, предусмотренную…». На месте многоточия пишем даты очередного отпуска, размер финпомощи (посмотреть в документах – 1 или 2 оклада), название документа, где это может быть прописано (трудовой или колдоговор). Предварительно не лишне уточнить форму просьбы о финпомощи в кадровой службе или у начальства.

Образец заявления на материальную помощь к отпуску ↓

Получение матпомощи по личным обстоятельствам может оказаться под угрозой отказа, если:

  1. Оказание матпомощи не учтено во внутренних нормативных актах.
  2. У сотрудника нет положенного полугодового стажа работы.
  3. Стало известно, что есть решение уволиться после отпуска, к тому же и отработанное время меньше года.
  4. Предстоит декретный отпуск, следовательно, оформляется другой вид матпособия в связи с беременностью и родами.
  5. Если сотрудник имеет дисциплинарное взыскание, зафиксированную, оформленную протоколом заседания администрации провинность, объем финпомощи может быть уменьшен, но с ведома и согласия профорганизации.

Государственная Дума имеет на рассмотрении проекты законов о восполнении учреждением потраченных средств сотрудников на отдых и лечение в санаториях и курортах страны. Рассматривается и возможность денежной компенсации части очередного отпуска гражданских и госслужащих.

Тема весьма актуальная для тех, кто имеет солидный отпуск, заработанный большим стажем на предприятии. В колдоговорах предприятий уже исчезает строка об увеличении отпуска до 50 и больше дней при достижении стажа на этом предприятии 20 и более лет.

Получат ли законопроекты жизнь – неизвестно.

Заработная плата (оплата труда) – это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) (ст. 129 ТК РФ).

Зарплата работника устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда (ст. 135 ТК РФ). Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права.

Таким образом, установление системы оплаты труда отнесено к компетенции самого работодателя, но требует учета мнения представительного органа работников.

При этом локальные нормативные акты или коллективный договор могут содержать нормы, улучшающие положение работников по сравнению с тем, что установлено трудовым законодательством. Работодатель в локальном нормативном акте или коллективном договоре может предусмотреть дополнительные гарантии и меры социальной поддержки своих работников (см. Письмо Минтруда России от 28.09.2020 № 14-1/ООГ-15412).

Иными словами, работодатель не ограничен в выборе способа и порядка дополнительного материального стимулирования работников, определении размера доплат и надбавок. Например, он может установить доплату в виде материальной помощи к ежегодному отпуску. Порядок и условия ее выплаты, как правило, определяются в локальном нормативном акте организации или (и) коллективном договоре.

Перечень доходов, освобождаемых от обложения НДФЛ, содержится в ст. 217 НК РФ. На основании п. 28 названной статьи не подлежат обложению НДФЛ суммы материальной помощи, оказываемой работодателями своим работникам в размере, не превышающем 4 000 руб. за налоговый период (см. также Письмо ФНС России от 24.07.2020 № БС-4-11/11908@). Иными словами, материальная помощь сотруднику к отпуску не облагается НДФЛ, если ее размер не превышает 4 000 руб. Соответственно, с суммы свыше 4 000 руб. работодатель на УСНО обязан исчислить и удержать НДФЛ в общеустановленном порядке.

НДФЛ с суммы отпускных работодатель обязан перечислить в бюджет не позднее последнего числа месяца, в котором произведена такая выплата (пп. 1 п. 1 ст. 223 НК РФ, абз. 2 п. 6 ст. 226 НК РФ, Письмо Минфина России от 28.03.2018 № 03-04-06/19804).

Налог с дохода, полученного сотрудником в виде единовременной доплаты к ежегодному отпуску, в частности материальной помощи, работодатель должен перечислить в бюджет не позднее дня, следующего за днем выплаты этой суммы налогоплательщику (абз. 1 п. 6 ст. 226 НК РФ, Письмо ФНС России от 16.08.2017 № ЗН-4-11/16202@).

Обратите внимание: Срок выдачи (перечисления) работнику доплаты к ежегодному отпуску законом не регламентирован. Работодатель может установить самостоятельно этот срок (и, соответственно, закрепить его в своих внутренних документах). На практике сумма материальной помощи к отпуску выплачивается одновременно с отпускными (то есть согласно ст. 136 ТК РФ – как минимум за три календарных дня до начала отпуска).

Различия в датах перечисления налога, удержанного из отпускных и из доплаты к ним, работодателям-«упрощенцам» следует учесть при заполнении 6-НДФЛ. Напомним: в 2021 году работодатели обязаны подавать в налоговые органы форму, утвержденную Приказом ФНС России от 15.10.2020 № ЕД-7-11/753@.

В разделе 1 формы 6-НДФЛ поле 021 «Срок перечисления налога» заполняется с учетом положений п. 6 ст. 226 НК РФ (см. Письмо ФНС России от 01.12.2020 № БС-4-11/19702@).

Сумма отпускных отражается в разд. 1, только если они фактически выплачены (а не начислены) в отчетном периоде. Так, в строке 021 для выплат в июле нужно указать 31.07.2021, для выплат в августе – 31.08.2021, для выплат в сентябре – 30.09.2021. В поле 022 разд. 1 «Сумма налога» отражается общая сумма удержанного (в том числе с отпускных) налога, срок перечисления которого приходится на дату, указанную в поле 021. В разделе 2 сумма отпускных включается в показатели в полях 110 и 112, налог, исчисленный с них, – в поле 140, удержанный – в поле 160.

Доплаты к отпуску отражаются в разд. 1, только если они фактически осуществлены в отчетном периоде. При этом в поле 021 нужно указать следующий день после выплаты дополнительной суммы к отпуску, а в поле 022 – сумму удержанного налога. В разделе 2 сумма доплаты включается в показатели, отражаемые в полях 110 и 112, налог, исчисленный с них, – в поле 140, удержанный – в поле 160. При этом материальная помощь к отпуску включается в показатели полей 110 и 112 в полной сумме. А не облагаемую НДФЛ сумму материальной помощи (4 000 руб.) показывают в поле 130.

Материальная помощь к отпуску: регулирование по ТК РФ

Порядок исчисления страховых взносов с суммы материальной помощи к отпуску зависит от того, как она квалифицирована во внутренних документах работодателя.

Если такие выплаты входят в систему оплаты труда (то есть носят трудовой, а не социальный характер), они подлежат обложению страховыми взносами (в том числе взносами по травматизму) в общеустановленном порядке. Это следует из п. 1 ст. 420, п. 1 ст. 421 НК РФ, п. 1, 2 ст. 20.1 Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ и Письма Минфина России от 14.12.2020 № 03-15-06/109203. Есть также судебные решения, в которых прослеживается аналогичный подход (см., например, постановления АС ЦО от 04.04.2019 № Ф10-820/2019 по делу № А14-11774/2018, АС УО от 19.05.2016 № Ф09-4143/16 по делу № А34-2469/2015).

При этом материальная помощь к отпуску подлежит обложению страховыми взносами в сумме, превышающей 4 000 руб. за текущий год. Напомним: материальная помощь работнику, не превышающая 4 000 руб. в год, входит в перечень не облагаемых взносами выплат (пп. 11 п. 1 ст. 422 НК РФ, пп. 12 п. 1 ст. 20.2 Закона № 125-ФЗ).

К сведению: суммы обязательных страховых взносов, начисленных на материальную помощь работникам, можно учесть в составе расходов, поскольку пп. 7 п. 1 ст. 346.16 НК РФ к учету при УСНО разрешает затраты на все виды обязательного страхования, производимые в соответствии с законодательством РФ (см. также Письмо Минфина России от 21.05.2021 № 03-03-06/1/38954).

Если доплата к отпуску сотрудников, осуществляемая работодателем, носит социальный характер (то есть не является вознаграждением за труд), работодатель может не платить страховые взносы со всей суммы. Правомерность подобных действий страхователя подтверждена в Определении ВС РФ от 21.03.2019 № 306-ЭС19-171. Но стоит учесть, что рассматриваемые выплаты прямо не поименованы в перечне не облагаемых страховыми взносами (ст. 422 НК РФ, ст. 20.2 Закона № 125-ФЗ), и велика вероятность возникновения споров с контролерами.

* * *

Работодатель не ограничен в выборе способа и порядка дополнительного материального стимулирования работников, определении размера доплат и надбавок. Поэтому он вправе установить доплату в виде материальной помощи к ежегодному отпуску (и закрепить в локальном нормативном акте порядок и условия ее выплаты).

Эту выплату работодатель на УСНО может признать в составе расходов лишь в том случае, если она носит трудовой, а не социальный характер.

С суммы матпомощи свыше 4 000 руб. работодатель обязан исчислить и удержать НДФЛ в общеустановленном порядке. Аналогичный подход применяется и при обложении страховыми взносами подобных сумм.

Для того чтобы ответить на вопрос, входит ли в расчет отпускных материальная помощь, следует определиться с тем, что понимать под материальной помощью в контексте отпускных выплат.

Президиум ВАС РФ в постановлении от 30.11.2010 № ВАС-4350/10 приводит тезис о том, что к материальной помощи следует относить выплаты работодателя, не связанные с выполнением работником трудовой функции и направленные на удовлетворение социальных потребностей гражданина в трудной ситуации. Это может быть, например, причинение вреда имуществу и/или здоровью в связи с чрезвычайным происшествием, тяжелое заболевание, смерть близкого родственника, рождение (усыновление) ребенка и т. д.

По логике указанного постановления к материальной помощи — к отпуску в том числе — также следует относить выплаты, которые:

  • не входят в систему оплаты труда;
  • не выплачиваются на регулярной основе;
  • не связаны с производительностью труда;
  • не носят стимулирующего характера.

И если та или иная выплата (при этом неважно, единовременная она или многократная) будет соответствовать указанным 4 критериям, то она вполне может быть классифицирована как материальная помощь.

Для того чтобы доказать проверяющим, что такие выплаты являются именно материальной помощью — к отпуску или нет, неважно, — фирма-работодатель может в коллективном трудовом договоре привести четкое определение материальной помощи, а также критерии ее предоставления. За основу можно взять рассмотренные нами тезисы ВАС РФ.

К федеральным гражданским служащим относятся работники ведомств, которые получают зарплату за счет федерального бюджета без привлечения иных бюджетных источников финансирования (п. 1 ст. 10 закона «О системе государственной службы» от 27.05.2003 № 58-ФЗ).

Материальная помощь — разновидность дополнительных выплат федерального гражданского служащего (п. 2 Правил). Она обособляется от различных надбавок и поощрений и потому может рассматриваться как не имеющая отношения к системе оплаты труда.

Вместе с тем, в соответствии с п. 6 Правил, материальная помощь входит в расчет отпускных сотрудников федеральных ведомств. Но не полностью, а ограниченно — как 1/12 каждой из начисленных выплат за расчетный период перед отпуском (12 месяцев).

При этом в расчет берутся только фактические выплаты, а не нормативные, если таковые предусмотрены (письмо ФНС России от 23.11.2007 № ВЕ-6-16/906). В формуле расчета отпускных может быть учтено несколько выплат материальной помощи — к отпуску или до него (письмо Минздравсоцразвития РФ от 15.11.2007 № 3495-17).

Юрисдикция Правил, введенных постановлением 562, распространяется на все должности в федеральных ведомствах, кроме тех, по которым размер оплаты труда определяется исходя из показателей эффективности работы (в порядке, установленном п. 14 ст. 50 закона «О государственной гражданской службе» от 27.07.2004 № 79-ФЗ).

В частных фирмах и всех тех хозяйствующих субъектах, которые не относятся к системе федеральных ведомств, материальная помощь не учитывается при исчислении размера отпускных — как и прочие выплаты социального характера. Данное правило касается, в частности, и муниципальных служащих (решение Ковылкинского районного суда Республики Мордовия от 25.03.2015 № 2-116/2015).

Конкретного понятия «материальная помощь к отпуску» в законодательстве не отражено, поэтому его следует рассматривать как один из видов собственно материальной помощи. Она выплачивается нуждающимся сотрудникам, уходящим в отпуск, на основании коллективного договора или положений в других документах компании. Размер выплаты определяется исходя из финансовых возможностей организации на данный момент. О том, как начисляется матпомощь, каков порядок ее получения и удержания налога, подробно рассказывается в статье.

Разовая материальная помощь госслужащим и студентам

Строго говоря у работодателя перед сотрудником есть только 1 обязательство. Оно связано с начислением зарплаты, которая может состоять не только из оклада, но также из премиальных, компенсационных выплат и т.п. Материальная поддержка не относится к зарплате, поэтому ее начисление является правом, но не обязанностью компании. Решение о предоставлении или непредоставлении этой выплаты принимает руководитель или иное ответственное лицо в зависимости от того:

  • действительно ли сотрудник нуждается в этих средствах;
  • располагает ли компания реальными возможностями, чтобы оказать помощь.

Получить средства может любой работник, который уходит в оплаченный отпуск. Однако на помощь не могут рассчитывать сотрудники, которые:

  • отработали менее полугода (в таком случае они пока не заработали права на оплаченный отпуск);
  • уходят в отпуск, после чего сразу увольняются;
  • уходят в отпуск, связанный с беременностью и родами.

Таким образом, почти каждый работник может претендовать на матпомощь к отпуску, вне зависимости от типа и формы организации, где он работает – ИП, ООО, бюджетное учреждение и др. Однако чаще всего при обращении он получит отказ ввиду недостаточности финансирования.

Поскольку матпомощь к отпуску не относится к зарплате, премии, другим обязательным выплатам, ее размер определяется произвольно, в зависимости от решения ответственного лица. Ограничений по нижнему и верхнему пределу нет, однако все определяется финансовыми возможностями бюджета компании.

На практике доплата к отпускным часто предоставляется в размере нескольких тысяч рублей. При этом если будет начислено 4000 р, то данная сумма не облагается НДФЛ. С любой суммы, превышающей это значение, удерживается 13%. Указанная величина 4000 р представляет собой сумму всех видов помощи, выделенных за календарный год.

В 2019 году сотрудник уже получил матпомощь в связи с рождением сына в размере 3000 руб. Когда он запросил выплату перед уходом в оплаченный отпуск, руководитель разрешил выделить еще 2000 руб. В сумме это составляет 5000 руб. (за 1 и тот же календарный год), что превышает допустимый лимит на 1000 руб. С этой разницы будет удержано 13%, поэтому на руки сотрудник получит не 5000, а 4870 руб.

В 2019 году у сотрудника умер отец, поэтому он получил материальную помощь в размере 10000 руб. В том же году он решил уйти в оплаченный отпуск и запросил еще 4000 руб. Руководитель принял положительное решение; общий размер помощи за календарный год составил 14000 руб. Однако с этой суммы НДФЛ не удерживается, поскольку умер близкий родственник – отец. А 4000 руб. укладывается в установленную законодательством необлагаемую сумму.

Материальная помощь к отпуску (статья ТК РФ номер 17 это подтверждает) может быть оказана всем без исключения работникам. Конкретные суммы, а также порядок их выдачи регулируются внутренними нормативными актами компании: это может быть отдельное положение о предоставлении премий и иных дополнительных выплат, самостоятельный раздел в положении об оплате труда или коллективный договор. В этих же документах должны быть перечислены случаи отказа от выдачи дополнительных финансовых средств. Чаще всего это неудовлетворительное материальное положение организации, но могут быть и иные основания. Отказать по причинам, не перечисленным во внутренних документах, не могут. Также неправомерным посчитают отказ, основанный на качествах работника, личному отношению к нему руководства или иных субъективных факторах.

Обратите внимание, что бухгалтерия имеет возможность выдать деньги только после того, как сотрудник напишет заявление о выплате пособия; оплате отпуска и выдаче материальной помощи не должно помешать то, какие формулировки использованы в заявлении: оно пишется в деловом стиле, но с произвольной аргументацией, с соблюдением основных правил — указания Ф.И.О. руководителя и работника, проставления личной подписи и даты обращения. Что действительно важно — чтобы документ был оформлен в письменной форме, а не устной, поскольку он является основанием для издания соответствующего приказа в организации и выплаты определенной суммы.

Что касается госучреждений, для бюджетников порядок начисления материальной помощи спускается учредителем. В этом качестве выступают государственные ведомства различных уровней власти. Например, минздрав России или конкретного субъекта, МВД России, департамент образования субъекта РФ и т.д.

Для подведомственных учреждений утверждается типовое положение об оплате труда с тарифной сеткой и видами доплат. Финансирование осуществляется за счет соответствующего бюджета. На основании типового документа организации разрабатывают собственные положения с учетом своей специфики.

Важно знать! Автономные учреждения вправе устанавливать дополнительные виды материальной помощи. Она выплачивается из дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности.

Как правило, материальная помощь при расчете отпускных не может назначаться единолично руководителем учреждения. После поступления заявлений на отпуск от сотрудников собирается комиссия в составе минимум трех человек.

Вопрос матпомощи решается на собрании. По результатам заседания оформляется протокол.

На основании него готовится приказ за подписью руководителя.

Матпомощь на оздоровление: учитываем «бюджетные» тонкости

Матпомощь к отпуску может быть выплачена представителям как государственных, бюджетных, так и коммерческих структур. В последних работодатель формально не обязан поощрять своих сотрудников материалкой. И всё же статья ТК РФ (ст. 41), освящающая коллективные договоры, даёт право работникам на заключение с начальством подобных соглашений, в которых можно обговорить все вопросы по оплате труда (компенсации, пособия, материальная помощь разных видов). Согласно ст. 135 Трудового кодекса, коммерческим предприятиям разрешено принятие локальных актов о выплате матпомощи в различных ситуациях (в них входит и отпуск).

Важно! Согласно ст. 57 ТК РФ, матпомощь может обеспечивать не только коллективный, но и индивидуальный договор с сотрудником.

В отличие от граждан, трудящихся в негосударственных учреждениях, более защищены законом в плане дополнительных выплат работники бюджетной сферы (научные, медицинские, культурные, социальные, сотрудники сферы образования). Прибавка к их отпускным в виде материальной помощи обязательна и не зависит от результатов труда или выполняемых сотрудником функций.

Согласно ст. 135 ТК РФ, дополнительные выплаты (в том числе и матпомощь) вместе с локальными актами учреждения устанавливаются и нормами федерального законодательства.

Отдельно стоит отметить категорию работников органов местного самоуправления и государственных учреждений (региональный и федеральный уровень). Для них в Трудовом кодексе существует ст. 144, из которой следует, что при оплате труда представителям вышеуказанных структур применяется не только Трудовой кодекс, но и другие нормативные акты. К их числу относится закон «О государственной и гражданской службе», где чётко указано право работников на получение дополнительных отпускных выплат (п.6 ч.5 ст.50 ФЗ No79).

Общей утверждённой формы заявления на такую выплату нет. Поэтому пишется этот документ либо в свободной форме, либо по образцу, уже имеющемуся в организации. Основными пунктами письменной просьбы являются:

  • название учреждения;
  • ФИО и должности директора и сотрудника;
  • просьба о предоставлении помощи и временные границы отпуска (или иные причины оформления финансовой помощи);
  • дата заполнения документа, подпись и фамилия заявителя.

По части налогообложения механизмы расчётов в случае с данной выплатой достаточно просты: сумма материальной помощи, составляющей меньше 4 тысяч рублей за отработанный год, не подлежит НДФЛ. Но полностью матпомощь от налога не освобождается: если выплата выше указанной суммы, то с неё удерживаются страховые взносы (22%) и НДФЛ (13 %).

Видео — Особенности выплаты материальной помощи сотрудникам

Как уже было отмечено выше, данное финансовое вознаграждение сотрудника — поощрение, стимуляция труда, выраженная в денежном эквиваленте, и не имеет целевого социального или медицинского назначения, к примеру, вступление работника в брак, рождение ребёнка, смерть близкого родственника, дорогостоящее лечение сотрудника и т.п. Следовательно, такая выплата подлежит удержанию с неё алиментной части.

Важно! Алиментные и налоговые обязательства не имеют друг к другу отношения!

Значит, с суммы, не облагаемой НДФЛ (4 тысячи рублей и менее), алименты будут взиматься в положенном порядке, в зависимости от основания удержания:

  • решение суда об уплате алиментов;
  • соглашение между родителями несовершеннолетнего.

Когда сотрудники предприятия уходят в отпуск, многие работодатели считают нужным выплатить им дополнительные средства, чтобы они могли в полной мере насладиться отдыхом и оценить заботу руководства о себе. Чаще всего эти средства даются работнику именно в форме денег. По нормативным актам эти выплаты могут быть премией или материальной помощью.

Работодателям следует знать особенности учета и обложения налогами таких выплат, а сотрудникам будут полезны нюансы документального оформления и правила начисления.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.