Электронное представление реестр по НДС приложение 5

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Электронное представление реестр по НДС приложение 5». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Один из самых востребованных пользователями реестров — Реестр по НДС: Приложение 5 (реестр полных таможенных деклараций, транспортных, товаросопроводительных документов) заполняется автоматически начиная с релиза 3.0.43.50 «1С:Бухгалтерии 8».

Для использования возможностей программы по учету грузовых таможенных деклараций при экспорте, а также для автоматического формирования реестра полных таможенных деклараций, транспортных, товаросопроводительных документов, предназначенного для подтверждения нулевой ставки налога на добавленную стоимость, в разделе Главное —> Функциональность на закладке Торговля необходимо установить флаг Экспорт товаров (рис. 1).

Заполнение реестров документов, подтверждающих ставку 0 % по НДС

Для использования этого документа и формирования Реестра полных таможенных деклараций, транспортных, товаросопроводительных документов для подтверждения нулевой процентной ставки НДС программу необходимо настроить. Для этого заходим в раздел ГлавноеФункциональность, перейти на закладку Торговля и поставить флажок Экспорт товаров.

Для подтверждения нулевой ставки НДС при экспорте товаров нужны следующие документы (п. 1 ст. 165 НК РФ):

  • контракт (его копия) с иностранным лицом на поставку товара за пределы Таможенного союза;

  • таможенная декларация (ее копия) с соответствующими отметками таможенных органов;

  • копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов с соответствующими отметками таможенных органов.

Этот перечень документов является исчерпывающим.

Форма реестра № 5 приведена в приложении № 5 к Приказу. Приведем табличную часть реестра:

N п/п

Регистрационный номер таможенной декларации (полной таможенной декларации)

Налоговая база по соответствующей операции по реализации товаров (работ, услуг), обоснованность применения налоговой ставки 0 процентов по которой документально подтверждена (в рублях и копейках)

Код вида транспортного средства, которым товары ввозились на территорию Российской Федерации или вывозились с территории Российской Федерации

Транспортный, товаросопроводительный и (или) иной документ, подтверждающий вывоз товаров за пределы Российской Федерации или ввоз товаров на территорию Российской Федерации

Примечание

Вид документа

Номер

Дата

1

2

3

4

5

6

7

8

Заполнению реестра № 5 посвящен раздел VI приложения № 15 к Приказу. В графах реестра № 5 указываются следующие сведения:

  • в графе 1 — порядковый номер соответствующей операции по реализации товаров (работ, услуг);

  • в графе 2 — регистрационный номер таможенной декларации (полной таможенной декларации) по соответствующей операции по реализации товаров (работ, услуг);

  • в графе 3 — налоговая база по реализации товаров (работ, услуг), обоснованность применения налоговой ставки 0 процентов по НДС по которой документально подтверждена;

  • в графе 4 — коды видов транспортных средств, которыми товары ввозились на территорию РФ или вывозились с территории РФ;

  • в графе 5 — виды транспортных, товаросопроводительных или иных документов (CMR, коносамент, железнодорожная накладная, авианакладная, книжка МДП, поручение на отгрузку, морская накладная, иной документ), подтверждающих вывоз товаров за пределы РФ или ввоз товаров на территорию РФ по соответствующей реализации товаров (работ, услуг);

  • в графе 6 — номера документов, указанных в графе 5. В случае отсутствия номера указывается «б/н»;

  • в графе 7 — даты документов, указанных в графе 5;

  • в графе 8 — иная информация, относящаяся к операции, реквизиты документов по которой отражены в строке реестра № 5. Это вид, номер и дата документа, представляемого одновременно с налоговой декларацией по НДС, за исключением документов, указанных в графах 2, 5 – 7. Например, договор (контракт) № 5-ВАМ-1991 от 21.05.2015. В случае указания нескольких документов в графе 8 отражаются вид, номер и дата каждого документа, разделенные знаком «;».

В графе 4 реестра № 5 указывают коды видов транспортных средств, которыми товары вывозились с территории РФ, по видам транспорта в соответствии с приложением № 3 Решения Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 № 378.

Кроме того, в декларации на товары в первом подразделе графы 25 «Вид транспорта на границе» указывается код вида транспортного средства в соответствии с классификатором видов транспорта и транспортировки товаров (подп. 25 п. 15 раздела II Инструкций по заполнению таможенных деклараций и форм таможенных деклараций, утвержденных Решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 № 257). То есть при заполнении графы 4 можно использовать сведения из графы 25 декларации на товары «Вид транспорта на границе».

В графе 6 реестра № 5 указываются номера транспортных, товаросопроводительных или иных документов, подтверждающих вывоз товаров за пределы РФ по соответствующей реализации товаров (работ, услуг). В графе 7 указываются даты этих документов. Вне зависимости от вида транспорта в случае отсутствия номера на документе в реестре указывается «б/н».

В отношении заполнения граф 6 и 7 из международной товарно-транспортной накладной (далее — CMR) ФНС России отмечает следующее.

Накладная должна содержать место и дату ее составления (ст. 6 Конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ), заключена в г. Женеве 19.05.1956, далее — Конвенция). Однако Конвенцией не предусмотрена универсальная форма CMR. Номер CMR может быть указан в правом верхнем углу, а дата ее заполнения (оформления) и наименование населенного пункта, где составлялась CMR, — в графе 21 «Составлен в/дата».

В графе «Накладная №» указывается номер отправки, присвоенный перевозчиком (п. 3.3 Правил заполнения перевозочных документов на перевозку грузов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом МПС России от 18.06.2003 № 39 (далее — Правила), В графе «Календарные штемпеля, документальное оформление приема груза к перевозке» оборотной стороны оригинала накладной и дорожной ведомости, а также на лицевой стороне корешка дорожной ведомости и квитанции о приеме груза проставляется календарный штемпель «Документальное оформление приема груза к перевозке», в котором указывается дата документального оформления приема груза к перевозке (п. 3.10 Правил). Также в накладной должны содержаться номер отправки и дата заключения договора перевозки (ст. 15 Соглашения о международном железнодорожном грузовом сообщении от 01.11.1951) .

В этой связи в реестре следует указать номер отправки и либо дату документального оформления приема груза к перевозке, либо дату заключения договора перевозки.

  • Правильно рассчитать налоги, без пеней и штрафов.
  • Без ошибок заполнить документы и отчеты.
  • Оптимизировать свой бухучет и сэкономить на налогах.
  • Сократить время работы с бухгалтерской рутиной.
  • Уверенно действовать при проверках и в судах.

Как заполнить Реестр №5 при подтверждении экспорта?

Итак, мы определились с перечнем операций, по которым применяется льгота по НДС. Теперь давайте посмотрим, как нужно заполнять реестр документов, подтверждающих обоснованность льгот по НДС. Для начала берем бланк, рекомендованный налоговым органом. Скачать его можно в конце нашей статьи.

Конечно, вы можете создать собственный бланк реестра, но во-первых, в этом нет необходимости, а во-вторых, если реестр будет составлен в другом формате, то ФНС откажет вам в выборочном подходе к проверке и запросит полный список документов.

Что касается сроков, то реестр подтверждающих документов по льготе НДС подается в ФНС в ответ на требование о представлении документов в течение 5 рабочих дней со дня его получения налогоплательщиком, применяющим льготы.

В служебном поле 03 «Платник» вступительной части указывают наименование плательщика, соответственно:

— полное наименование для юрлица и представительства нерезидента;

— фамилию, имя — для физического лица. При этом ФЛП — плательщики НДС в поле 03 такую часть своего имени, как «отчество», приводят только при наличии в регистрационных документах;

— полное наименование, дату и номер договора — для договоров о совместной деятельности и т. д.

В поле 04 «Індивідуальний податковий номер платника податку на додану вартість» указывают ИНН (индивидуальный налоговый номер) плательщика НДС (согласно Реестру плательщиков НДС). Соответственно:

— 12-значный — у юридических лиц;

— 10-значный — у физических лиц, зарегистрированных плательщиками НДС до 09.03.2020 г.; 12-значный — у физлиц, зарегистрированных плательщиками НДС после 09.03.2020 г.;

— 9-значный — у договоров о совместной деятельности, договоров об управлении имуществом, соглашений о распределении продукции;

— 12-значный (или 9-значный) — у постоянных представительств нерезидентов.

В поле 05 «Податкова адреса» указывают налоговый адрес:

Реестры документов, подтверждающие экспорт под 0%

Сумма налогового обязательства, указанная плательщиком налога в поданной декларации, подлежит уплате в течение 10 календарных дней, следующих за последним днем соответствующего предельного срока для представления налоговой декларации.

Если предельный срок уплаты налогового обязательства приходится на выходной или праздничный день, последним днем уплаты налогового обязательства считается операционный (банковский) день, следующий за выходным или праздничным днем.

Оказывается, что и до 01.10.2015 в Налоговом кодексе преду­сматривалась возможность представления реестров[1], содержащих сведения о вывезенных товарах, взамен таможенных деклараций (их копий) (абз. 9 – 11 пп. 3 п. 1 ст. 165 НК РФ).

Однако подзаконный акт, принятый во исполнение данной нормы (Приказ Минфина России от 21.05.2010 № 48н «Об утверждении Порядка представления реестров таможенных деклараций»), оказался сырым. Порядок, представленный в приказе, не содержал конкретного перечня сведений, подлежащих отражению в реестрах. К тому же отсутствовали сами формы этих реестров, ведь их разработка и утверждение финансовым ведомством указанными нормами ст. 165 НК РФ не были предусмотрены (см. письма Минфина России от 30.10.2012 № 03-07-08/308, ФНС России от 13.09.2012 № АС-4-2/15309@).

В результате упомянутый подзаконный акт просуществовал недолго (с 24.09.2010 по 30.09.2015). Приказом Минфина России от 25.05.2015 № 82н он признан утратившим силу 1 октября 2015 года. С той же даты перестали действовать абз. 9 – 11 пп. 3 п. 1 ст. 165 НК РФ. А положения, содержащиеся в данных абзацах (в обновленном виде), перенесены в новые пункты указанной статьи – 15 и 16. Эти изменения внесены в гл. 21 Федеральным законом от 29.12.2014 № 52-ФЗ. Обратимся к данным нормам.

В пункте 15 ст. 165 НК РФ приведен перечень реестров документов в зависимости от вида совершаемых экспортных операций. Для наглядности обобщим информацию в виде схемы по иному признаку, а именно по видам документов, которые можно заменить их реестрами.

Обратимся к Письму ФНС России от 04.02.2016 № ЕД-4-15/1636. Его плюс в том, что налоговики дают не абстрактные советы по применению норм налогового законодательства и принятых в их исполнение нормативных актов, а практические рекомендации с объяснением того, каких именно «электронных» реестров экспортеров касается то или иное указание.

По общему правилу до недавнего времени налогоплательщик-экспортер обязан был подтвердить правомерность применения нулевой ставки НДС документами на бумажном носителе, перечень которых установлен п. 1 ст. 165 НК РФ.

Благодаря поправкам в закон вместо этих документов он получил возможность представить в налоговый орган «электронный» реестр таможенных деклараций – реестр № 1[5] плюс «бумажные» внешнеэкономический контракт и копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов с отметками таможенных органов. Либо взамен всех перечисленных документов экспортер может направить налоговикам «электронный» реестр таможенных деклараций, транспортных, товаросопроводительных и иных документов – реестр № 5[6] плюс контракт с иностранным партнером на бумаге.

То есть ФНС дает бухгалтеру право выбора одного из трех вариантов подтверждения нулевой ставки, окончательное решение – за налогоплательщиком. При этом формат отправки сведений в электронном виде ему выбирать не нужно. Для этих целей налоговики советуют воспользоваться описью документов, формат которой утвержден Приказом ФНС России от 29.06.2012 № ММВ-7-6/465@.

В рассматриваемом письме налоговики также напомнили, что проверяющие на местах вправе истребовать у налогоплательщика документы, сведения из которых включены в реестры № 1 или 5. Указанные документы должны соответствовать требованиям, предусмотренным ст. 165 НК РФ, в том числе содержать отметки российского таможенного органа, подтверждающие совершение экспортной операции.

В случае непредставления налогоплательщиком по требованию налогового органа документов, сведения из которых включены в названные «электронные» реестры, обоснованность применения налоговой ставки 0% в соответствующей части считается неподтвержденной. Если же документы не в порядке (например, не содержат отметки таможенных органов), то, полагаем, подтверждение экспортной ставки будет также под большим вопросом.

Еще одно разъяснение ФНС – Письмо от 01.02.2016 № ЕД-4-15/1347, которое касается подтверждения нулевой ставки НДС при осуществлении международных перевозок пассажиров и багажа. Их особенность заключается в том, что маршрут следования может быть сложным, состоящим из двух и более участков, в том числе с последующим возвращением пассажира в первоначальный пункт отправки. Налоговики напомнили, что экспортер может представить в инспекцию в электронной форме реестр перевозочных документов, предусмотренных абз. 5 п. 5, п. 6 и 6.1 ст. 165 НК РФ, вместо реестров указанных документов на бумажном носителе.

Приложением 29 к Приказу № ММВ-7-15/427 утвержден формат представления реестра перевозочных документов в электронной форме. В сведениях по перевозочному документу (таблица 5.4 приложения) предусмотрено поле для указания маршрута. В нем по одному такому документу допускается отражать несколько пунктов отправления и назначения одного сложного маршрута.

Если оказание услуги по перевозке в части сложного маршрута приходится на стык налоговых периодов, то номер перевозочного документа указывается в реестре за тот налоговый период, к которому относится соответствующая часть сложного маршрута.

В дополнение к этому ФНС сообщила, что в «электронном» реестре перевозочных документов предусмотрено поле «Примечание». В нем можно указать сведения о части сложного маршрута, дата оказания услуги по которому приходится на иной налоговый период (как на последующий, так и на предыдущий).

Обратим внимание на Письмо ФНС России от 25.01.2016 № ЕД-4-15/887@. Оно в большей степени дублирует первое из рассмотренных разъяснений. Плюс к этому в нем сказано, что форматом описи документов, направляемых в налоговый орган в электронном виде по ТКС, предусмотрено представление в виде скан-образа контракта (копии контракта) с иностранным лицом на поставку товаров (припасов) за пределы единой таможенной территории Таможенного союза. Согласитесь, удобно отправлять по каналам связи все документы, подтверждающие обоснованность применения ставки 0%.

А еще оказывается, что ФНС разработала бесплатное программное обеспечение для заполнения указанных выше реестров, которое размещено на ее сайте[7]. По вопросам сопровождения и обновления другого программного обеспечения, в том числе в части формирования реестров, налоговики призывают экспортеров обращаться на горячую линию разработчика данного бухгалтерского программного обеспечения.

  • Соната — программа для сдачи электронной отчетности
    • Полная инструкция по работе в программе Соната
    • СОНАТА БЕСПЛАТНО
    • Купить
  • TAXER: лучший веб сервис для подачи отчетности через интернете
  • IFIN — звітність до контролюючих органів
    • физлицам-предпринимателям
    • юридическим лицам
    • Инструкции по сдаче электронной отчетности в системе Айфин
    • Тарифы
  • ПРИВАТ24 электронная отчетность и ЭЦП
    • Бесплатная отчетность от Приват24 для ФЛП
    • Бесплатная отчетность от Приват24 для юрлиц
    • Инструкции электронная отчетность в Приват24
  • Єдине вікно подання електронної звітності — програмне забезпечення ДФС
    • Функциональность
    • Інструкції до програми «Єдине вікно подання електронної звітності»
  • ZvitOK програма для подачі електронної звітності
  • FreeZvit
    • FreeZvit инструкции по работе в программе
  • АРТ ЗВІТ
    • физлицам-предпринимателям
    • юридическим лицам
    • Тарифы
    • Инструкции к программе Арт звіт плюс

    Приложение Д5 к декларации по НДС: расшифровываем контрагентов

    При заполнении этого раздела необходимо учитывать следующее.

    Налоговые обязательства по НДС отражаются в декларации в момент их возникновения, который определяется согласно ст. 187 Налогового кодекса. Плательщики, применяющие кассовый метод налогового учета, налоговые обязательства определяют по дате зачисления денежных средств на банковский счет, либо по дате оприходования денежных средств в кассу, либо по дате получения других видов компенсаций стоимости поставки им товаров или услуг.

    Основанием для заполнения строк в декларации являются данные реестров выданных и полученных налоговых накладных.

    В строках 1 — 6 колонки А декларации указываются общие объемы поставки товаров/услуг отчетного периода, а именно:

    • облагаемые налогом по основной ставке;
    • облагаемые налогом по нулевой ставке;
    • освобожденные от налогообложения в соответствии со ст. 197 Налогового кодекса;
    • временно освобожденные от налогообложения в соответствии с подразделом 2 раздела XX этого Кодекса;
    • освобожденные от налогообложения в соответствии с международными договорами (соглашениями);
    • не являющиеся объектом налогообложения в соответствии со ст. 196 этого Кодекса;
    • не облагаемые налогом в связи с определением места поставки услуг за пределами таможенной территории Украины в соответствии с пунктами 186.2, 186.3 ст. 186 Налогового кодекса или поставки услуг за пределами таможенной территории Украины.

    При определении объема поставки товаров/услуг за отчетный (налоговый) период плательщик обязан учитывать значение термина «поставка товаров» в соответствии с требованиями пп. 14.1.191 п. 14.1 ст. 14 Налогового кодекса и значение термина «поставка услуг» согласно пп. 14.1.185 этого пункта.

    В строку 1 декларации включаются облагаемые налогом по основной ставке 20% объемы поставки, осуществленной на таможенной территории Украины, и те, место поставки которых в соответствии со ст. 186 Налогового кодекса определено на таможенной территории Украины. Объем импортированных товаров в этой строке не отражается.

    Также эта строка содержит объемы операций по условной поставке:

    • остатков товаров и необоротных активов лица, регистрация плательщика НДС которого аннулирована;
    • основных фондов, которые переводятся в состав непроизводственных;
    • товаров или услуг, по которым был сформирован налоговый кредит, а в дальнейшем они использованы в льготных операциях.

    В строке 1 декларации отражаются:

    • передача товаров или услуг без оплаты, с частичной оплатой их стоимости денежными средствами, в рамках бартерных операций;
    • бесплатная передача товаров или услуг;
    • осуществление натуральных выплат в счет оплаты труда физическим лицам, состоящим в трудовых отношениях с плательщиком налога.

    При заполнении строки 1 необходимо прилагать к декларации приложение 5 (Д5) в разрезе контрагентов.

    В строке 2 указываются объемы поставки, которые облагаются налогом по нулевой ставке, отдельно экспортные (строка 2.1) в соответствии с пп. 195.1.1 п. 195.1 ст. 195 Налогового кодекса, отдельно другие операции (строка 2.2) согласно подпунктам 195.1.2, 195.1.3 п. 195.1 ст. 195, п. 211.1 ст. 211 и пунктам 8, 22 подраздела 2 раздела XX этого Кодекса. При этом в случае наличия экспортных операций в составе декларации по НДС предоставляются оригиналы таможенных деклараций (экземпляров декларанта), подтверждающие вывоз товаров (сопутствующих услуг) за пределы таможенной территории Украины.

    Строка 3 заполняется плательщиком в том случае, если плательщик осуществляет операции, не являющиеся объектом обложения НДС, как часть в общем объеме поставки и зарегистрирован в качестве плательщика НДС в соответствии с требованиями Налогового кодекса. При этом к декларации прилагается табл. 1 приложения 6 (Д6) с указанием вида операции и нормы этого Кодекса, согласно которой данная операция не является объектом налогообложения.

    В строке 4 указывается объем операций по поставке услуг за пределами таможенной территории Украины и услуг, место поставки которых определено согласно пунктам 186.2, 186.3 ст. 186 Налогового кодекса за пределами таможенной территории Украины. Виды операций вместе с нормами этого Кодекса указываются в табл. 2 приложения 6 (Д6), представление которого обязательно.

    В строке 5 приводят объем операций, освобожденных от налогообложения в соответствии со ст. 197 Налогового кодекса, временно освобожденных от налогообложения согласно подразделу 2 раздела XX этого Кодекса и освобожденных в соответствии с международными договорами (соглашениями). Так же, как и при заполнении строк 3 и 4, плательщику необходимо представить приложение 6 (Д6) и заполнить табл. 3 с указанием вида операций и нормы Налогового кодекса или другого нормативно-правового акта, согласно которому такая операция освобождается от налогообложения.

    Налоговый кредит — это сумма, на которую плательщик НДС имеет право уменьшить налоговое обязательство отчетного (налогового) периода (пп. 14.1.181 п. 14.1 ст. 14 Налогового кодекса). Определение налогового кредита осуществляется согласно нормам статей 198, 199 Налогового кодекса. Право на налоговый кредит имеют только лица, зарегистрированные плательщиками НДС в установленном этим Кодексом порядке.

    Плательщики, применяющие кассовый метод налогового учета, налоговый кредит определяют по дате списания денежных средств с банковского счета или выдачи из кассы либо по дате предоставления других видов компенсаций стоимости поставленных ему товаров или услуг.

    Налоговый кредит отчетного периода состоит из сумм налогов, начисленных (уплаченных) плательщиком налога по ставке, установленной п. 193.1 ст. 193 Налогового кодекса, в течение такого отчетного периода в связи с:

    • приобретением или изготовлением товаров (в том числе при их импорте) и услуг с целью их дальнейшего использования в налогооблагаемых операциях в рамках хозяйственной деятельности плательщика налога;
    • приобретением (строительством, сооружением) основных фондов (основных средств, в том числе других необоротных материальных активов и незавершенных капитальных инвестиций в необоротные капитальные активы), в том числе при их импорте, с целью дальнейшего использования в налогооблагаемых операциях в рамках хозяйственной деятельности плательщика налога.

    При этом определяется такой налоговый кредит исходя из договорной (контрактной) стоимости товаров/услуг, но не выше уровня обычных цен, установленных в соответствии со ст. 39 Налогового кодекса.

    В строки 1015 раздела II декларации включаются объемы приобретения (изготовления, строительства, сооружения, создания) с НДС или без НДС товаров/услуг, необоротных активов на таможенной территории Украины, импортированных товаров, необоротных активов, полученных на таможенной территории Украины от нерезидента услуг с целью их дальнейшего использования в рамках хозяйственной деятельности плательщика налога, а также не предназначенных для использования в хозяйственной деятельности либо приобретенных с целью использования для поставки услуг за пределами таможенной территории Украины и услуг, место поставки которых определено согласно пунктам 186.2, 186.3 ст. 186 Налогового кодекса за пределами таможенной территории Украины, отдельно по направлениям использования (осуществления операций, подлежащих налогообложению, освобожденных от налогообложения, не являющихся объектом налогообложения).

    Приобретение из строк 10.1 и 10.2 в разрезе контрагентов расписывается в приложении 5 (Д5), представление которого вместе с декларацией обязательно.

    Плательщики, осуществляющие операции, не являющиеся объектом налогообложения или освобожденные от налогообложения, не имеют право включать суммы НДС по приобретенным для таких операций товарам/услугам в состав налогового кредита этого плательщика.

    Строка 12 предназначена для плательщиков налога, работающих с нерезидентами, то есть импортирующих товары или получающих от них услуги с местом поставки в Украине, с целью их использования в рамках хозяйственной деятельности в налогооблагаемых операциях.

    В строку 12.1 вносятся суммы НДС, уплаченные на таможне, по дате оформления ГТД.

    В строке 12.2 указывается объем ввоза (импорта) товаров, при таможенном оформлении которых уплата налога на добавленную стоимость была отсрочена путем выдачи налогового векселя в соответствии с подразделом 3 раздела XX Налогового кодекса (только для предприятий судостроительной промышленности (класс 35.11 группы 35 КВЭД ДК 009:2005). Эта строка заполняется в отчетном (налоговом) периоде, в котором налоговые векселя оплачены.

    В строку 12.3 включают объемы льготного импорта.

    В строке 12.4 указываются суммы НДС с нерезидентских услуг, которые были отражены в строке 7 декларации предыдущего периода.

    Строки 13.1, 13.2, 13.3 заполняются теми плательщиками, которые работают с нерезидентами, осуществляют льготные операции по поставке (не являющиеся объектом налогообложения или освобожденные от налогообложения) с целью их использования в пределах, связанных с хозяйственной деятельностью.

    В строке 13.1 указывается объем импортированных товаров, по которому НДС уплачен на таможне.

    Если товары было завезены в льготном режиме для льготных операций, то их стоимость записывается в строке 13.2.

    В строку 13.3 вносится стоимость услуг из строки 7 декларации предыдущего отчетного периода.

    В строке 14 (колонка А) указывается объем приобретения (изготовления, строительства, сооружения, создания) товаров/услуг и необоротных активов на таможенной территории Украины, объем импорта товаров и необоротных активов и объем получения от нерезидента на таможенной территории Украины услуг, не предназначаемых для использования в хозяйственной деятельности, с НДС (строка 14.1) и без НДС (строка 14.2).

    Показатели строки 14.1 в разрезе контрагентов приводятся в приложении 5 (Д5).

    • Оновлено довідники податкових пільг №104/1 та 104/2 (станом на 01.07.2021)
    • «Щодо строків виплати заробітної плати», лист Мінсоцполітики України від 23.07.2018 № 1305/0/101-18/28
    • «Про затвердження Узагальнюючої податкової консультації щодо взяття на облік (реєстрації) нерезидентів у контролюючих органах і виконання нерезидентами обов’язків платників податку на прибуток підприємств в Україні», наказ Мінфіну України від 19.05.2021 № 277

    Все документы

01.06.2016Автор: С. С. Шеменев

Налоговое законодательство с каждым годом становится все демократичнее. Так, с 01.10.2015 предоставлена преференция экспортерам, собирающим документы для подтверждения правомерности применения нулевой ставки НДС. Теперь вместо копий таможенных деклараций и товаросопроводительных документов в инспекцию достаточно представить реестры документов в электронном виде через операторов электронного документооборота. Как же это сделать на практике? Для ответа на вопрос мы использовали нормативные акты и недавно вышедшие разъяснения чиновников.

Само по себе Извлечение из СЭА НДС (форма J1401201) представляет собой расшифровку показателей «суперформулы». На первый взгляд может администрирование показаться, что пока не стоит обращать внимание на суммы, указанные в Извлечении. Ведь ориентироваться на лимит регистрации нужно будет только с 01.07.2015 г. Так и можно было бы делать, если бы не один момент. Для «суперформулы» суммы накапливаются нарастающим итогом начиная с 01.02.2015 г. Поэтому, чтобы не получить на 1 июля неприятности в виде непонятного минуса, лучше уже сейчас сверять данные СЭА с данными НДС-учета и выяснять возможные причины расхождений.

Но прежде чем разобраться с тем, по какой причине суммы в Извлечении могут не сходиться с данными НДС-учета, несколько слов о том, какие данные указываются в каждой строке Извлечения из СЭА НДС.

Для того чтобы получить Извлечение, нужно подать запрос в СЭА по форме J301201.

Как заполнять «электронные» реестры при экспорте

Один из самых востребованных пользователями реестров — Реестр по НДС: Приложение 5 (реестр полных таможенных деклараций, транспортных, товаросопроводительных документов) заполняется автоматически начиная с релиза 3.0.43.50 «1С:Бухгалтерии 8».

Для использования возможностей программы по учету грузовых таможенных деклараций при экспорте, а также для автоматического формирования реестра полных таможенных деклараций, транспортных, товаросопроводительных документов, предназначенного для подтверждения нулевой ставки налога на добавленную стоимость, в разделе Главное —> Функциональность на закладке Торговля необходимо установить флаг Экспорт товаров (рис. 1).

Советник государственной гражданской службы РФ 3 класса

Специально для компании «Такском»

С 4 квартала 2015 года налогоплательщики получили право применять новый порядок документального подтверждения ставки 0% по НДС. Нововведения были призваны упростить для налогоплательщиков процедуру документального подтверждения нулевой ставки, а также установить новый порядок взаимодействия между органами ФТС и ФНС России по обмену в электронной форме информацией о ввозе и вывозе товаров, а также обмену другими сведениями.

Согласно изменениям, внесенным в п. 15 ст. 165 НК РФ, для целей подтверждения применения нулевой ставки по НДС и получения налоговых вычетов налогоплательщики могут представлять сведения в виде реестров соответствующих документов по целому ряду операций, предусмотренных ст. 164 НК РФ, в том числе при:

  • реализации товаров, вывезенных в таможенной процедуре экспорта, а также товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны;
  • осуществлении услуг международной перевозки товаров;
  • выполнении определенных видов работ (услуг), выполняемых (оказываемых) организациями трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов;
  • других операциях (полный перечень установлен в ст. 165 и 164 НК РФ).

Указанные реестры сведений представляются в электронной форме вместо соответствующих копий документов или реестров на бумажном носителе по каждой конкретной операции. Пилотный проект был запущен в соответствии с Приказом ФНС России от 05.10.2015 № ММВ-7-6/438@ ещё в 2015 году. Так что совсем скоро мы можем ожидать массового существенного сокращения документооборота между налоговыми органами и предприятиями-экспортёрами.

При этом необходимо отметить, что представление в электронном виде реестров вместо копий определённых документов является правом налогоплательщика, а не его обязанностью. Таким образом, переход на новый порядок работы полностью зависит от воли самой организации.

Как нам хорошо известно, право на применение нулевой ставки по НДС организации получают при условии представления пакета документов, подтверждающих факт вывоза товаров. Состав пакета документов зависит от вида таможенной процедуры, вида услуг и способа реализации товаров. Конкретный набор документов определён положениями ст. 165 НК РФ. В общем случае налогоплательщик представляет:

  • контракт с иностранной компанией на поставку товара за пределы Таможенного союза;
  • таможенную декларацию с соответствующими отметками таможенных органов;
  • копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов с соответствующими отметками таможенных органов.

При этом в соответствии с новой редакцией Налогового кодекса налогоплательщики при реализации товаров, поименованных в п. 1 ст. 164 НК РФ, могут представлять вместо бумажных копий документов реестры таможенных деклараций или полных таможенных деклараций (с указанием в них регистрационных номеров), а также реестры транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов. Только контракт с иностранной компанией должен быть представлен в налоговую инспекцию в виде составленного в письменной форме одного документа, подписанного сторонами, либо документов, свидетельствующих о достижении согласия по всем существенным условиям сделки и содержащих информацию о предмете и условиях сделки, в том числе о цене и сроках её исполнения (п. 19 ст. 165 НК РФ).

Отметим, что замена формата представления подтверждающих документов и переход на электронное взаимодействие с налоговым органом не отразились на сроках представления данных. Реестры в электронном формате представляются также в срок не позднее 180 календарных дней, считая с даты помещения товаров под таможенные процедуры экспорта, свободной таможенной зоны (п. 9 ст. 165 НК РФ). Указанные реестры представляются в налоговую инспекцию по установленному формату в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через своего оператора электронного документооборота. Напомню, что таким оператором может быть только российская организация, отвечающая требованиям, утвержденным ФНС России, например, компания «Такском».

Для реализации новых положений Налогового кодекса Приказом ФНС России от 30.09.2015 № ММВ-7-15/427 утверждены новые форматы и порядок заполнения реестров в электронном виде. Всего утверждено 14 реестров, подтверждающих обоснованность нулевой ставки НДС. При этом в п. 15 ст. 165 НК РФ выделено всего 8 видов электронных реестров, дальнейшее увеличение их количества связано с тем, что в Налоговом кодексе нельзя было учесть все ситуации, возникающие на практике.

Каждый реестр содержит информацию о размере налоговой базы, к которой экспортёром применяется нулевая ставка НДС. Налоговая база определяется по каждой операции, подтверждаемой документами, реквизиты которых отражены в электронном реестре сведений. Такой подход позволяет накопительным итогом установить величину налоговой базы по экспортным операциям.

Порядок заполнения реестров содержит также сведения о том, какие данные являются обязательными, а какие нет, а также условия, при которых необязательные элементы становятся обязательными для заполнения.

Кроме того, обязательным условием, предъявляемым к электронному реестру, является не только составление его в рамках утвержденного формата, но и подписание реестра усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного лица (руководителя или доверенного представителя организации). Еще одним требованием к направляемым данным служит представление реестра в соответствующий налоговый орган, в компетенцию которого входит проверка данных этого реестра.

Следует отметить, что днем представления в инспекцию реестра сведений считается дата его отправки налогоплательщиком по каналам связи, а не дата получения налоговым органом. В то же время реестр является принятым, если налогоплательщику поступила квитанция о приеме, подписанная усиленной квалифицированной электронной подписью, позволяющей идентифицировать соответствующий налоговый орган.

При наличии оснований для отказа в приеме подтверждающего экспорт реестра налоговый орган формирует соответствующее уведомление, подписывает его своей усиленной квалифицированной электронной подписью и направляет налогоплательщику. При получении такого уведомления налогоплательщик должен устранить указанные в нем ошибки и повторить процедуру. Стоит отметить, что отказ в приеме реестра сведений не является отказом в обоснованности применения нулевой ставки НДС.

Согласно утвержденному порядку для обоснования применения нулевой ставки по НДС налогоплательщик-экспортер вместо бумажных документов вправе выбрать один из вариантов:

  • Представить реестр № 1 — реестр таможенных деклараций в электронной форме (Приложение 1 к Приказу ФНС России от 30.09.2015 № ММВ-7-15/427), а также копии контракта и транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов с отметками таможенных органов (на бумажном носителе или в виде скан-образа);
  • Либо реестр № 5 — реестр таможенных деклараций транспортных, товаросопроводительных и иных документов (Приложение 5 к Приказу ФНС России от 30.09.2015 № ММВ-7-15/427), а также копию контракта с иностранным партнером (на бумажном носителе или в виде скан-образа).

При отправке документов используется электронная опись, формат которой утвержден Приказом ФНС России от 29.06.2012. № ММВ-7-6/465@.

Нужно понимать, что представление реестров документов не избавляет налогоплательщиков от подачи в налоговый орган самих документов в случае их истребования. Так, налоговый орган в ходе проведения камеральной налоговой проверки вправе выборочно истребовать у налогоплательщика копии документов, сведения из которых включены в представленные реестры.

Первоначально представленные налогоплательщиком реестры сведений сверяются с данными налоговых деклараций по НДС. При этом налоговая база, облагаемая по нулевой ставке, по данным реестра сведений должна быть равна показателю соответствующей строки в разделе 4 налоговой декларации по НДС. Затем проводится внутренняя проверка данных в представленном реестре. В частности, проверяется итоговая сумма по реестру сведений — она должна соответствовать сумме налоговых баз по каждой таможенной декларации. Если на данном этапе выявляются расхождения, вызванные, как правило, арифметическими ошибками или некорректным вводом данных, то налогоплательщику направляется требование о представлении пояснений в рамках п. 3 ст. 88 НК РФ.

Главную проверку данные реестров налогоплательщика проходят тогда, когда налоговые инспекторы сравнивают их с информацией, полученной от органов ФТС России. Если несоответствия выявляются на данном этапе, то в адрес налогоплательщика направляется уже требование о представлении документов на основании п. 15 ст. 165 НК РФ. Истребование документов может происходить как в сплошном порядке, так и выборочно, например, когда в реестре сведений отражены данные, которые не подтверждены информацией таможенных органов, либо искажены настолько, что их невозможно идентифицировать с данными таможенных органов. При этом налоговый орган имеет право истребовать только те документы, которые заявлены в представленных реестрах сведений. Замечу, что копии документов, представляемых на бумажном носителе в инспекцию, должны в полном объеме соответствовать требованиям, предусмотренным ст. 165 НК РФ, и содержать все необходимые реквизиты (даже те, которые не указываются в реестрах сведений). Так, копии таможенных деклараций должны содержать отметки российского таможенного органа, осуществившего выпуск товаров в процедуре экспорта, и российского таможенного органа места убытия, через который товар был вывезен из РФ. В противном случае документ будет признан не соответствующим требованиям ст. 165 НК РФ со всеми вытекающими из этого последствиями.

Однако само по себе наличие расхождений по результатам сопоставления инспекторами реестров сведений с информацией, полученной от ФТС России о таможенном декларировании, об оказанной международной перевозке, данными о фактическом вывозе товаров, еще не является самостоятельным основанием для отказа в подтверждении обоснованности применения нулевой ставки НДС, а только указывает на ту зону риска, к которой налоговым органом будет проявлено повышенное внимание при проведении мероприятий налогового контроля.

При получении налогоплательщиком требования о представлении документов в рамках п. 15 ст. 165 НК РФ, запрошенные документы следует представить в течение 20 календарных дней с момента получения соответствующего требования.

В случае же полного непредставления налогоплательщиком по требованию налогового органа документов, сведения из которых были включены в реестры, обоснованность применения налоговой ставки 0% в соответствующей части считается неподтвержденной. Таким образом, игнорировать требования налогового органа не следует, тем более, если вы уверены в правомерности своих действий. Тщательная проверка документов только подтвердит ваше право на применение нулевой ставки НДС.

Для подтверждения ставки НДС 0% компания «Такском» разработала специальный сервис «Картотека документов» .Он служит для подбора, комплектации и направления документов, хранящихся в различных информационных системах, в налоговые органы через оператора «Такском».

Чем удобен этот сервис? В нем все процессы идут автоматически: собираются документы, из них формируются пакеты подтверждающих документов, которые впоследствии проверяются. В заключении сервис выдает отчет о проделанной работе. И таким образом ежеквартально автоматически производится подтверждение ставки НДС 0% в виде реестров в формате ФНС согласно статье 165 НК РФ, полных пакетов документов, перечня заявлений о ввозе товаров и уплате косвенных налогов.

Оказывается, что и до 01.10.2015 в Налоговом кодексе преду­сматривалась возможность представления реестров, содержащих сведения о вывезенных товарах, взамен таможенных деклараций (их копий) (абз. 9 – 11пп. 3 п. 1 ст. 165 НК РФ).

Однако подзаконный акт, принятый во исполнение данной нормы (Приказ Минфина России от 21.05.2010 № 48н «Об утверждении Порядка представления реестров таможенных деклараций»), оказался сырым. Порядок, представленный в приказе, не содержал конкретного перечня сведений, подлежащих отражению в реестрах. К тому же отсутствовали сами формы этих реестров, ведь их разработка и утверждение финансовым ведомством указанными нормами ст. 165 НК РФ не были предусмотрены (см. письма Минфина России от 30.10.2012 № 03‑07‑08/308, ФНС России от 13.09.2012 № АС-4-2/15309@).

В результате упомянутый подзаконный акт просуществовал недолго (с 24.09.2010 по 30.09.2015). Приказом Минфина России от 25.05.2015 № 82н он признан утратившим силу 1 октября 2015 года. С той же даты перестали действовать абз. 9 – 11 пп. 3 п. 1 ст. 165 НК РФ. А положения, содержащиеся в данных абзацах (в обновленном виде), перенесены в новые пункты указанной статьи – 15 и 16. Эти изменения внесены в гл. 21 Федеральным законом от 29.12.2014 № 52‑ФЗ. Обратимся к данным нормам.

В пункте 15 ст. 165 НК РФ приведен перечень реестров документов в зависимости от вида совершаемых экспортных операций. Для наглядности обобщим информацию в виде схемы по иному признаку, а именно по видам документов, которые можно заменить их реестрами.

Для подтверждения нулевой ставки

Представляются реестры в электронном виде

Таможенные декларации

с указанием регистрационных номеров этих деклараций

Транспортные, перевозочные и товаросопроводительные и иные документы Документы, подтверждающие факт оказания отдельных услуг
Таможенные декларации (их копии) с отметками таможенных органов Копии вышеуказанных документов или реестры отдельных документов на бумажном носителе Копии документов, подтверждающих факт оказания отдельных услуг

Читатель может заметить, что «электронные» реестры заменяют не все документы, которые следует представить для подтверждения применения нулевой ставки НДС. В частности, контракт с иностранной компанией на поставку товара (как и раньше) нужно представлять не в виде реестра, а традиционно – пояснено в п. 19 ст. 165 НК РФ.

В норме указано, что контракты (договоры) могут быть представлены экспортером в налоговую инспекцию одним из следующих способов:

  • в виде составленного в письменной форме одного документа, подписанного сторонами;
  • в виде комплекта документов, свидетельствующих о достижении согласия по всем существенным условиям сделки и содержащих необходимую информацию о предмете, участниках и условиях сделки, в том числе о цене и сроках ее исполнения.

Важно понимать, что представление реестров не избавляет налогоплательщика от подачи в налоговый орган самих документов. Перечень случаев, когда налоговый орган имеет право истребовать документы, сведения из которых включены в реестры, установлен п. 15 ст. 165 НК РФ (см. Письмо Минфина России от 14.04.2016 № 03‑07‑08/21596).

В частности, инспекторы в ходе камеральной проверки вправе выборочно истребовать у налогоплательщика, представившего в электронной форме реестры перевозочных документов, предусмотренных абз. 5 п. 5, п. 5.1, 6, 6.1, документы, сведения из которых включены в реестры. Для исполнения данного предписания установлен ограничительный срок – в течение 20 календарных дней с даты получения экспортером требования налогового органа.

Кроме того, проверяющие вправе запросить нужные документы при выявлении несоответствия сведений об экспортных операциях, полученных от таможенных органов (об информационном обмене между ведомствами скажем чуть позже), данным, содержащимся в «электронных» реестрах налогоплательщика, а также документы, сведения из которых таможенники представлять не должны.

Если экспортер не исполнил требование инспекции (полностью или частично), обоснованность применения налоговой ставки 0% в соответствующей части считается неподтвержденной.

Следующий пункт (п. 16) предписывает ФНС (а не Минфину) разработать и утвердить подзаконные акты, устанавливающие формы и правила заполнения «электронных» реестров, а также форматы и порядок их представления в налоговый орган. И надо сказать, что налоговики с этим справились, утвердив «жизнеспособные» приказы по практическому формированию и отправке реестров.

Обратим внимание еще на два новых пункта ст. 165 НК РФ – 17 и 18, вступивших в силу 01.10.2015. Первый пункт обязывает таможенников передавать налоговикам сведения по экспортным операциям в электронной форме, второй – разработать указанным ведомствам совместно перечень сведений, форматы и порядок электронного взаимодействия. Цель данных нововведений – осуществление налоговыми органами проверки обоснованности применения экспортерами налоговой ставки 0% и налоговых вычетов без дополнительного истребования у последних соответствующих документов (что возможно, если сведения из реестров не расходятся с информацией, переданной таможенниками).

Обратимся к Письму ФНС России от 04.02.2016 № ЕД-4-15/1636. Его плюс в том, что налоговики дают не абстрактные советы по применению норм налогового законодательства и принятых в их исполнение нормативных актов, а практические рекомендации с объяснением того, каких именно «электронных» реестров экспортеров касается то или иное указание.

По общему правилу до недавнего времени налогоплательщик-экспортер обязан был подтвердить правомерность применения нулевой ставки НДС документами на бумажном носителе, перечень которых установлен п. 1 ст. 165 НК РФ.

Благодаря поправкам в закон вместо этих документов он получил возможность представить в налоговый орган «электронный» реестр таможенных деклараций – реестр № 1 плюс «бумажные» внешнеэкономический контракт и копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов с отметками таможенных органов. Либо взамен всех перечисленных документов экспортер может направить налоговикам «электронный» реестр таможенных деклараций, транспортных, товаросопроводительных и иных документов – реестр № 5 плюс контракт с иностранным партнером на бумаге.

То есть ФНС дает бухгалтеру право выбора одного из трех вариантов подтверждения нулевой ставки, окончательное решение – за налогоплательщиком. При этом формат отправки сведений в электронном виде ему выбирать не нужно. Для этих целей налоговики советуют воспользоваться описью документов, формат которой утвержден Приказом ФНС России от 29.06.2012 № ММВ-7-6/465@.

В рассматриваемом письме налоговики также напомнили, что проверяющие на местах вправе истребовать у налогоплательщика документы, сведения из которых включены в реестры № 1 или 5. Указанные документы должны соответствовать требованиям, предусмотренным ст. 165 НК РФ, в том числе содержать отметки российского таможенного органа, подтверждающие совершение экспортной операции.

В случае непредставления налогоплательщиком по требованию налогового органа документов, сведения из которых включены в названные «электронные» реестры, обоснованность применения налоговой ставки 0% в соответствующей части считается неподтвержденной. Если же документы не в порядке (например, не содержат отметки таможенных органов), то, полагаем, подтверждение экспортной ставки будет также под большим вопросом.

Еще одно разъяснение ФНС – Письмо от 01.02.2016 № ЕД-4-15/1347, которое касается подтверждения нулевой ставки НДС при осуществлении международных перевозок пассажиров и багажа. Их особенность заключается в том, что маршрут следования может быть сложным, состоящим из двух и более участков, в том числе с последующим возвращением пассажира в первоначальный пункт отправки. Налоговики напомнили, что экспортер может представить в инспекцию в электронной форме реестр перевозочных документов, предусмотренных абз. 5 п. 5, п. 6 и 6.1 ст. 165 НК РФ, вместо реестров указанных документов на бумажном носителе.

Приложением 29 к Приказу № ММВ-7-15/427 утвержден формат представления реестра перевозочных документов в электронной форме. В сведениях по перевозочному документу (таблица 5.4 приложения) предусмотрено поле для указания маршрута. В нем по одному такому документу допускается отражать несколько пунктов отправления и назначения одного сложного маршрута.

Если оказание услуги по перевозке в части сложного маршрута приходится на стык налоговых периодов, то номер перевозочного документа указывается в реестре за тот налоговый период, к которому относится соответствующая часть сложного маршрута.

В дополнение к этому ФНС сообщила, что в «электронном» реестре перевозочных документов предусмотрено поле «Примечание». В нем можно указать сведения о части сложного маршрута, дата оказания услуги по которому приходится на иной налоговый период (как на последующий, так и на предыдущий).

Обратим внимание на Письмо ФНС России от 25.01.2016 № ЕД-4-15/887@. Оно в большей степени дублирует первое из рассмотренных разъяснений. Плюс к этому в нем сказано, что форматом описи документов, направляемых в налоговый орган в электронном виде по ТКС, предусмотрено представление в виде скан-образа контракта (копии контракта) с иностранным лицом на поставку товаров (припасов) за пределы единой таможенной территории Таможенного союза. Согласитесь, удобно отправлять по каналам связи все документы, подтверждающие обоснованность применения ставки 0%.

А еще оказывается, что ФНС разработала бесплатное программное обеспечение для заполнения указанных выше реестров, которое размещено на ее сайте. По вопросам сопровождения и обновления другого программного обеспечения, в том числе в части формирования реестров, налоговики призывают экспортеров обращаться на горячую линию разработчика данного бухгалтерского программного обеспечения.

Есть еще одно разъяснение чиновников по обозначенной теме – Письмо ФНС России от 06.08.2015 № СД-4-15/13789. Хотя это письмо выпущено до вступления в силу положений п. 15 и 16 ст. 165 НК РФ, его смело можно применять в настоящее время (поскольку в нем даны комментарии по применению указанных норм). Речь идет о реализации товаров на экспорт. Для подтверждения обоснованности применения нулевой ставки НДС налоговикам представляется таможенная декларация (ее копия) с отметками российского таможенного органа, осуществившего выпуск товаров в процедуре экспорта, и российского таможенного органа места убытия, через который товар был вывезен из России.

В электронном реестре таможенных деклараций, разумеется, таких отметок нет. Но если ревизоры в ходе камеральной проверки истребуют копии таможенных деклара��ий, на них должны быть проставлены отметки российских таможенных органов. В противном случае документ будет признан не соответствующим требованиям ст. 165 НК РФ, что даст налоговикам право направить повторный запрос на представление правильного документа.

Для использования этого документа и формирования Реестра полных таможенных деклараций, транспортных, товаросопроводительных документов для подтверждения нулевой процентной ставки НДС программу необходимо настроить. Для этого заходим в раздел Главное


Функциональность
, перейти на закладку
Торговля
и поставить флажок
Экспорт товаров
.

Процедура вывоза продукции из России в Евразийский союз, а также в другие страны, имеет некоторые особенности. Если экспорт производится в ЕАЭС, чтобы подтвердить ставку НДС при экспорте, которая составляет 0%, нужно представить не ТД, а товаросопроводительные документы.

Если вывоз производится в иную страну, которая не входит в союз, но при этом осуществляется транзит через страну ЕАЭС, требуется оформить ТД, но в ней делается отметка не о выпуске, а о помещении объекта под требуемый режим.

Если в другие страны вывозится сырье, принятие НДС к вычету возможно только после подтверждения факта вывоза. Получается, сведения по выполненной процедуре в декларацию по сбору попадут после подтверждения тарифа в 0%.

Срок подачи информации на подтверждение права использования данного тарифа ограничен. Чтобы подтвердить корректность использования льготной ставки, есть 180 дней на подачу документов после вывоза продукции. Комплект бумаг подается вместе с декларацией по налоговым платежам.

Основным документом, подтверждающим перевозку грузов, является транспортная накладная. При международных перевозках применяется международная транспортная накладная (CMR). Именно этим документом подтверждается договор дорожной перевозки грузов посредством транспортных средств, когда место погрузки груза и место его доставки находятся на территории двух различных стран (п. 1 ст. 1 Конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов от 19.05.56, далее — Конвенция).

Форма CMR официально не утверждена. Но в п. 1 ст. 6 Конвенции перечислены реквизиты данной накладной. Среди них нет такого реквизита, как номер накладной, зато есть место и дата ее составления.

В комментируемом письме налоговики указали, что, исходя из практики делового оборота, номер CMR может быть указан в правом верхнем углу, а дата ее заполнения (оформления) и наименование населенного пункта, где составлялась CMR, — в графе 21 «Составлен в/дата».

Таким образом, при оформлении реестра в графе 6 указывается номер CMR (если его нет, то проставляется «б/н»), а в графу 7 переносится дата из графы 21 CMR.

Унифицированные формы реестров для подтверждения налоговых льгот с 01.07.2021

В комментируемом письме налоговая служба указала, что при вывозе товара морским, речным, смешанным (река-море) транспортом в графе 7 реестра указывается дата из документа (коносамента, морской накладной или любого иного документа), подтверждающего факт приема товара к перевозке, и поручения на отгрузку. Согласно ст. 144 Кодекса торгового мореплавания РФ от 30.04.99 № 81-ФЗ в коносамент должны быть включены время и место выдачи коносамента, а также дата приема груза перевозчиком в порту погрузки.

Рекомендуемый образец поручения на отгрузку экспортного груза приведен в приложении 8 приказа Минтранса России от 09.07.2014 № 182 «Об утверждении Правил оказания услуг по перевалке грузов в морском порту». В этом поручении содержатся графы «Дата погрузки» и «Дата выдачи поручения».

Специалисты ФНС России считают, что случае отсутствия даты на документе, подтверждающем факт приема товара к перевозке, или поручении на отгрузку в графе 7 реестра указывается дата приема груза к перевозке.

В графе 4 реестра компании должны указать коды видов транспортных средств, которыми товары вывозились с территории РФ. Эта графа заполняется по видам транспорта в соответствии с приложением 3 решения Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 № 378. Именно в этом приложении содержится Классификатор видов транспорта и транспортировки товаров.

Если компания не смогла самостоятельно определить вид транспортного средства, то в этом случае налоговики посоветовали воспользоваться информацией из таможенной декларации. Согласно подп. 25 п. 15 раздела II Инструкций по заполнению таможенных деклараций и форм таможенных деклараций, утвержденных решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 № 257, в первом подразделе графы 25 «Вид транспорта на границе» декларации на товары указывается код вида транспортного средства в соответствии с Классификатором видов транспорта и транспортировки товаров.

Таким образом, при заполнении графы 7 реестра код вида транспортного средства можно перенести из графы 25 «Вид транспорта на границе» декларации на товары.

Учитывая всю сложность процедуры сбора официальной документации, вполне вероятным является вопрос относительно получения 0%-ной ставки в том случае, если не получится уложиться в отведенные сроки (а именно, 180 дней).

Если вы не успеете это сделать, то стоит ожидать один из следующих вариантов развития событий:

  • начисление налога в размере 10% или 18% (все зависит от типа экспортируемой продукции);
  • наложение штрафных санкций и пени;
  • возврат уплаченного налога.

Многие считают, что ставка в 0% является льготной. Однако, это совершенно не так. Она имеет собственную базу, которая представляет собой стоимость товара, которая может изменяться. Соответственно, для каждого экспортера она рассчитывается в индивидуальном порядке. Но если экспортер не освобождается от налога вовсе, то поправки вполне возможны. Однако, от плательщика это не зависит, и он обязан своевременно предоставлять пакет официальной документации. В противном случае, его будет ждать ответственность в виде приостановления вывоза груза и штрафных санкций.

К налоговой отчетности по НДС относятся:

– налоговая декларация по налогу на добавленную стоимость (далее – декларация по НДС);

– уточняющий расчет налоговых обязательств по НДС в связи с исправлением самостоятельно выявленных ошибок (представляется только в случае исправления самостоятельно выявленных ошибок);

– копии записей в реестрах выданных и полученных налоговых накладных в электронном виде;

– расчет налоговых обязательств, начисленных получателем услуг, не зарегистрированным в качестве плательщика НДС, которые поставляются нерезидентами, в том числе их постоянными представительствами, не зарегистрированными налогоплательщиками, на таможенной территории Украины (представляется получателем услуг – неплательщиком НДС, только при наличии таких операций).

Как заполнять «электронные» реестры для подтверждения экспорта

Инспекция потребует пояснений (п. 3 ст. 88 НК РФ), если:

  • обнаружены ошибки внутри декларации (их группируют по девяти признакам) или противоречия между информацией налогоплательщика и его партнеров;
  • в ИФНС направлена уточненная декларация, в которой сумма налога к уплате ниже по сравнению с исчисленной первоначально;
  • в отчете имеются данные о льготируемых операциях.

Разъяснять необходимо лишь ту информацию, которой интересуются налоговики, иных данных представлять не нужно. Разные виды расхождений требуют разных форматов пояснений — для некоторых он определен НК РФ, другие подаются в произвольной форме. К ним могут быть приложены подтверждающие документы.

О получении требования предприятию необходимо в 6-тидневный срок уведомить ИФНС и подтвердить его прием электронно, отправив в ИФНС квитанцию.

Представить пояснения налогоплательщик должен в течение 5 дней. Но в связи с нерабочими днями, объявленными Указами Президента в марте-мае 2021 г., срок представления пояснений по требованиям ИФНС, полученным в период с 1 марта по 31 мая 2021 г., продлен на 20 рабочих дней (Постановление Правительства РФ от 02.04.2020 № 409).

В конце 2021 года президент России подписал Федеральный закон от 23.11.2020 № 374-ФЗ, который изменил редакцию статьи 88 Налогового кодекса РФ. Теперь при проведении камеральной налоговой проверки органы ФНС вправе запросить, а налогоплательщик предоставить в качестве пояснения электронный реестр документов, подтверждающих право на налоговые льготы. До 01.07.2021 форма и формат такого реестра должны быть утверждены ФНС России, в эту дату поправки вступают в силу.

Эксперты КонсультантПлюс подробно разобрали изменения по налогам с 2021 года и рассказали, как с ними жить. Используйте эти инструкции бесплатно.

Если запрос ИФНС касается данных об используемых преференциях, формировать пояснения следует в виде перечня документов, удостоверяющих право на применение льготы по НДС. Прилагать документальные подтверждения на этом этапе не нужно, поскольку позднее ИФНС запросит конкретный список документов, сформированный на основе присвоенной степени риска по сверке СУР «АСК НДС-2».

Прежде чем перейти к разъяснениям по заполнению реестра, давайте определимся, по каким операциям нужно представлять документ, подтверждающий льготу по уплате НДС, а по каким — нет. Для этого ознакомимся с понятием налоговых льгот.
Льготами по налогам признаются налоговые послабления для определенных групп налогоплательщиков, в том числе возможность вообще не платить налоги или платить их в меньшем размере (п. 1 ст. 56 НК РФ). Иными словами, к льготам по НДС относятся операции, которые у одних налогоплательщиков не облагаются налогом, а у других — облагаются. И по ним необходимо формировать реестр документов.

А вот операции, по которым освобождение от НДС доступно для всех категорий налогоплательщиков, к льготируемым не относятся. И реестр подтверждающих документов по льготе НДС по ним составлять не надо (п. 14 постановления Пленума ВАС от 30.05.2014 № 33).

Определять операции, освобождаемые от НДС для отдельной группы налогоплательщиков и освобождаемые от НДС для всех плательщиков, поможет наш материал «Ст. 149 НК РФ (2021): вопросы и ответы».

А для получения полной и актуальной информации о льготах по НДС предлагаем заглянуть в нашу специальную рубрику.

У налогоплательщиков часто возникают споры с ИФНС, связанные с применением льгот по НДС. Узнать, как складывается свежая судебная практика по этому вопросу, можно из аналитической подборки от КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.

Реестр подтверждающих документов по льготе НДС

Инспекторов ИФНС может заинтересовать и представленная нулевая декларация по НДС. В этом случае, возможно, придется давать объяснения, почему данные в отчете отсутствуют. В пояснении необходимо перечислить причины отсутствия показателей, например, указав, что в отчетном периоде предприятие остановило или приостановило свою работу.

Напомним, что пояснения по НДС-декларации направляются исключительно в электронном виде. Подача бумажных вариантов разъяснений равносильна непредставлению пояснений, что может обернуться для налогоплательщика штрафом в 5000 руб., а при повторении нарушения на протяжении одного года – в 20000 рублей (п.п.1, 2 ст. 129.1 НК РФ).

Опубликовано: 14 ноября 2019 12:25 Последнее изменение: 16 ноября 2020 17:12

№ п/п Дата включения в реестр1 Номер, дата Свидетельства о проведении испытаний ПО ИС ЭПС2 Наименование и реквизиты заявителя Наименование
ПО ИС ЭПС

ЭД3/ПИ4/ПЭД5/П6/

Версия ТД: 1.спецификация интерфейса,
2.альбом форматов,
3.программа и методика испытаний

1. 25.08.2008 № 2008/00001
от 25.08.2008
ЗАО «Норд-Ост» Единая автоматизированная информационная система таможенного терминала, версия 2.0 ЭД

2.5.0.8

4.1.1

1.0

2. 03.09.2008 № 2008/00002
от 03.09.2008
ООО «АЛЬТА-СОФТ» Программные средства «ГТД-PRO (SQL-версия Альта-ГТД»), версия 1.11. ЭД

2.5.0.8

4.1.1

1.0

3. 21.10.2008 № 2008/00003
от 21.10.2008
ООО «Сигма-Софт» Программное обеспеченияе «Клиент предварительного информирования», версия 11 ПИ

2.5.0.8

4.1.1

1.0

4. 28.10.2008 № 2008/00004
от 28.10.2008
ООО «Сигма-Софт» Программного обеспечение «Монитор электронного представления сведений», версия 1.1 ЭД

2.5.0.8

4.1.1

1.0

5. 06.11.2008 № 2008/00005
от 06.11.2008
ООО «СТМ» КПС «Предварительное информирование», версия 1.00 ПИ

2.5.1.1

4.1.1

1.0

6. 01.12.2008 № 2008/00006
от 01.12.2008
ООО «АЛЬТА-СОФТ» Программные средства «ГТД-PRO (SQL-версия Альта-ГТД»), версия 1.11. ПИ

2.5.0.8

4.1.1

1.0

7. 11.12.2008 № 2008/00007
от 11.12.2008
ФГУП «РОСТЭК» (ЗАО РОСТЭК-Псков) Программное обеспечение «Эксперт ПИ», версия 2.0 ПИ

2.5.0.8

4.1.1

1.0

8. 12.12.2008 № 2008/00008
от 12.12.2008
ООО «Софтлэнд» АРМ декларанта «Феанор», версия 5.82 ПИ

2.5.1.1

4.1.1

1.0

9. 22.12.2008 № 2008/00009
от 22.12.2008
ООО «СТМ» КПС «ВЭД-Декларант», версия 6* ЭД

2.5.0.8

4.1.1

1.0

10. 25.12.2008 № 2008/000010
от 25.12.2008
ЗАО «Норд-Ост» Единая автоматизированная информационная система таможенного терминала, версия 2.0 ПИ

2.5.1

4.1.1

1.0

11. 09.02.2009 № 2009/00011
от 09.02.2009
ООО «ТКС» ПС «Экспресс», версия 1.0 ЭД

2.5.0.8

4.2.0

1.0

12. 18.02.2009 № 2009/00012
от 18.02.2009
ООО «ТКС» ПС «Экспресс», версия 1.0 ПИ

2.5.1.1

Уважаемый пользователь!

Убедитесь, что NCALayer запущен/установлен и повторите попытку.

Инструкция по запуску программы

Для дальнейшей работы с egov.kz Вам необходимо установить сертификат Национального удостоверяющего центра Республики Казахстан.

Уважаемый пользователь!

Убедитесь, что NCALayer запущен/установлен и повторите попытку.

Инструкция по запуску программы

Для подтверждения нулевой ставки НДС при экспорте товаров нужны следующие документы (п. 1 ст. 165 НК РФ):

  • контракт (его копия) с иностранным лицом на поставку товара за пределы Таможенного союза;
  • таможенная декларация (ее копия) с соответствующими отметками таможенных органов;
  • копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов с соответствующими отметками таможенных органов.

Этот перечень документов является исчерпывающим.

Начиная с IV квартала 2015 года вместо транспортных и товаросопроводительных документов экспортеры могут подавать в налоговые инспекции их электронные реестры. Формы, форматы и порядок составления таких реестров утверждены приказом ФНС России от 30.09.2015 № ММВ-7-15/427 (далее – Приказ) (ч. 4 ст. 3 Федерального закона от 29.12.2014 № 452-ФЗ).

«Электронные» реестры заменяют не все документы, которые следует представить для подтверждения применения нулевой ставки НДС. В частности, контракт с иностранной компанией на поставку товара нужно представлять на бумажном носителе (п. 19 ст. 165 НК РФ).

Кроме того, налоговая инспекция в ходе камеральной проверки вправе истребовать у перевозочные документы, сведения из которых включены в реестры. А также запросить нужные документы при несоответствии сведений об экспортных операциях, полученных от таможенных органов, данным, содержащимся в «электронных» реестрах. Документы нужно будет подать в течение 20 календарных дней после получения запроса. На них должны быть отметки российской таможни (п. п. 15 – 18 ст. 165 НК РФ). Если экспортер не исполнил требование инспекции (полностью или частично), обоснованность применения налоговой ставки 0 процентов в соответствующей части считается неподтвержденной.

На данный момент утверждены 14 реестров — в зависимости от вида совершаемых экспортных операций (п. 15 ст. 165 НК РФ, п. 1 Приказа). Каждый реестр «привязан» к соответствующему подпункту или пункту статьи 165 Налогового кодекса РФ, как один из документов, подтверждающих право на применение нулевой ставки НДС.

В «электронном» реестре должна быть информация о размере налоговой базы, к которой применяется нулевая ставка НДС. Налоговая база определяется по каждой операции, подтверждаемой документами, реквизиты которых отражены в реестре.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.