Виды юридических лиц 2021 по ГК РФ

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Виды юридических лиц 2021 по ГК РФ». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Коммерческие лица в РФ делятся на корпоративные организации и унитарные предприятия. Корпоративными организациями являются:

  • хозяйственные товарищества, которые могут быть в виде полного товарищества, а также товарищества на вере (коммандитным);
  • хозяйственные общества: тут всё просто, всем известные ООО и *АО
  • хозяйственные партнерства
  • крестьянские (фермерские) хозяйства
  • производственные кооперативы

Унитарные предприятия представлены государственными и муниципальными унитарными предприятиями.

Глава 4. Юридические лица (ст. 48 — 123.28)

Некоммерческие юридические лица представляют собой большую группу, чем коммерческие. Их также разделяют на два подвида: корпоративные организации и унитарные организации.

Корпоративные организации:

  • Потребительский кооператив
  • Общественные организации
  • Общественные движения
  • Ассоциации и союзы
  • Товарищества собственников недвижимости
  • Казачьи общества, которые включены в госреестр казачьих обществ РФ
  • Общины коренных малочисленных народов РФ
  • Адвокатские палаты
  • Адвокатские образования в виде юридических лиц

Некоммерческие юридические лица представляют собой большую группу, чем коммерческие. Их также разделяют на два подвида: корпоративные организации и унитарные организации.

Корпоративные организации:

  • Потребительский кооператив
  • Общественные организации
  • Общественные движения
  • Ассоциации и союзы
  • Товарищества собственников недвижимости
  • Казачьи общества, которые включены в госреестр казачьих обществ РФ
  • Общины коренных малочисленных народов РФ
  • Адвокатские палаты
  • Адвокатские образования в виде юридических лиц

Определение места нахождения юридического лица продиктовано несколькими факторами; отметим некоторые, наиболее важные из них.

Во-первых, место нахождения наряду с наименованием, организационно-правовой формой, является одним из важнейших идентификационных признаков юридического лица, позволяющих отграничить его от иных, схожих с ним, участников гражданского оборота. Необходимость четкого определения места нахождения юридического лица подчеркивается тем, что место нахождения должно быть определено в уставе (учредительных документах) юридического лица.

Во-вторых, место нахождения юридического лица обладает существенным влиянием на его налогообложение. Данное обстоятельство обусловлено тем, что, помимо федеральных налогов и сборов, которые действуют на всей территории Российской Федерации, установлены и взимаются налоги субъектов Российской Федерации и местные налоги и сборы. При этом, многие элементы налогообложения (ставка налога, порядок и сроки уплаты авансовых платежей и т.д.), устанавливаются, соответственно, представительными органами власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, подлежат применению на конкретных территориях. Таким образом, сумма налогов, уплачиваемая юридическими лицами, место нахождения которых находится в разных регионах (местностях), может существенно отличаться.

В-третьих, место нахождения юридического лица имеет, за некоторыми исключениями, решающее влияние на подсудность рассмотрения споров в суде, в случае их возникновения.

Так, по общему правилу, согласно статье 35 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее – АПК РФ), иск предъявляется по месту нахождения ответчика. В случае, если место нахождения ответчика не известно, иск предъявляется по выбору истца, т.е:

  • либо по месту нахождения имущества ответчика;
  • либо по последнему известному месту нахождения ответчика (статья 36 АПК РФ).

Аналогичная норма содержится в статье 28 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) – иск к организации предъявляется по месту ее нахождения.

Данные нормы подлежат применению в большинстве случаев, кроме т.н. «подсудности по выбору истца» (когда суд, в который подается иск определяется самим истцом), «исключительной подсудности» (когда суд, в который должен быть предъявлен иск определен законом) и «договорной подсудности» (когда суд, в котором будет рассматриваться спор, в случае его возникновения, определяется договором, соглашением между сторонами).

Согласно пункту 2 статьи 54 ГК РФ место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации, при которой указывается наименование населенного пункта или муниципального образования.

Как правило, государственная регистрация юридического лица производится по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа; в случае его отсутствия государственная регистрация производится по месту нахождения иного органа или лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности (пункт 1 статьи 13 ФЗ от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»).

Даже если юрлицо создается на неопределенный срок, деятельность его может быть закончена по желанию учредителей, например, в случае, если деятельность не приносит желаемых доходов. Или же принудительно по решению суда или государственных органов в случае нарушения законов. Таким образом, выделяют следующие виды ликвидации юридического лица: добровольная и принудительная. Добровольная вполне может вылиться в банкротство.

Решение Верховного суда: Определение N ВАС-13378/12 от 29.10.2012 Высший арбитражный суд, надзор Решение Верховного суда: Определение N 306-ЭС15-8554 от 10.08.2015 Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация Решение Верховного суда: Определение N 78-КГ17-7 от 26.06.2017 Судебная коллегия по гражданским делам, кассация Решение Верховного суда: Определение N 19-КГ16-20 от 26.09.2016 Судебная коллегия по гражданским делам, кассация Решение Верховного суда: Определение N 309-ЭС15-650 от 16.02.2015 Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация Решение Верховного суда: Определение N 46-АПГ12-11 от 17.10.2012 Судебная коллегия по гражданским делам, апелляция Решение Верховного суда: Определение N ВАС-6006/14 от 16.06.2014 Высший арбитражный суд, надзор Решение Верховного суда: Определение N 301-АД15-5666 от 17.06.2015 Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация Решение Верховного суда: Решение N АКПИ17-525 от 12.07.2017 Судебная коллегия по гражданским делам, первая инстанция Решение Верховного суда: Определение N 304-КГ14-1626 от 18.11.2014 Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация

  • Первая
  • «
  • 1
  • 2
  • »
  • Последняя
  • Статья 48. Понятие юридического лица
  • Статья 49. Правоспособность юридического лица
  • Статья 50.1. Решение об учреждении юридического лица
  • Статья 51. Государственная регистрация юридических лиц
  • Статья 52. Учредительные документы юридических лиц
  • Статья 53. Органы юридического лица
  • Статья 53.1. Ответственность лица, уполномоченного выступать от имени юридического лица, членов коллегиальных органов юридического лица и лиц, определяющих действия юридического лица
  • Статья 53.2. Аффилированность
  • Статья 54. Наименование, место нахождения и адрес юридического лица
  • Статья 55. Представительства и филиалы юридического лица
  • Статья 56. Ответственность юридического лица
  • Статья 57. Реорганизация юридического лица
  • Статья 58. Правопреемство при реорганизации юридических лиц
  • Статья 59. Передаточный акт
  • Статья 60. Гарантии прав кредиторов реорганизуемого юридического лица
  • Статья 60.1. Последствия признания недействительным решения о реорганизации юридического лица
  • Статья 60.2. Признание реорганизации корпорации несостоявшейся
  • Статья 61. Ликвидация юридического лица
  • Статья 62. Обязанности лиц, принявших решение о ликвидации юридического лица
  • Статья 63. Порядок ликвидации юридического лица
  • Статья 64. Удовлетворение требований кредиторов ликвидируемого юридического лица
  • Статья 64.1. Защита прав кредиторов ликвидируемого юридического лица
  • Статья 64.2. Прекращение недействующего юридического лица
  • Статья 65. Несостоятельность (банкротство) юридического лица
  • Статья 65.1. Корпоративные и унитарные юридические лица
  • Статья 65.2. Права и обязанности участников корпорации
  • Статья 65.3. Управление в корпорации
  • Часть первая гражданского кодекса. Часть первая гражданского кодекса
    • Раздел I. Общие положения
      • Подраздел 1. Основные положения
        • Глава 1. Гражданское законодательство
        • Глава 2. Возникновение гражданских прав и обязанностей, осуществление и защита гражданских прав
      • Подраздел 2. Лица
        • Глава 3. Граждане (физические лица)
        • Глава 4. Юридические лица
          • Параграф 1. Основные положения
          • Параграф 2. Коммерческие корпоративные организации
          • Параграф 4. Государственные и муниципальные унитарные предприятия
          • Параграф 6. Некоммерческие корпоративные организации
          • Параграф 7. Некоммерческие унитарные организации
        • Глава 5. Участие российской федерации, субъектов российской федерации, муниципальных образований в отношениях, регулируемых гражданским законодательством
      • Подраздел 3. Объекты гражданских прав
        • Глава 6. Общие положения
        • Глава 7. Ценные бумаги
          • Параграф 1. Общие положения
          • Параграф 2. Документарные ценные бумаги
          • Параграф 3. Бездокументарные ценные бумаги
        • Глава 8. Нематериальные блага и их защита
      • Подраздел 4. Сделки. решения собраний. представительство
        • Глава 9. Сделки
          • Параграф 1. Понятие, виды и форма сделок
          • Параграф 2. Недействительность сделок
        • Глава 9.1. Решения собраний
        • Глава 10. Представительство. доверенность
      • Подраздел 5. Сроки. исковая давность
        • Глава 11. Исчисление сроков
        • Глава 12. Исковая давность
    • Раздел II. Право собственности и другие вещные права
      • Глава 13. Общие положения
      • Глава 14. Приобретение права собственности
      • Глава 15. Прекращение права собственности
      • Глава 16. Общая собственность
      • Глава 17. Право собственности и другие вещные
      • Глава 18. Право собственности и другие вещные права на жилые помещения
      • Глава 19. Право хозяйственного ведения, право оперативного управления
      • Глава 20. Защита права собственности и других вещных прав

      Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 28.03.2019 N 307-ЭС18-21620 по делу N А56-18369/2016

      Выдача банковской гарантии является для кредитной организации типичной банковской операцией (пункт 8 части 1 статьи 5 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 «О банках и банковской деятельности», далее — Закон о банках), направленной на реализацию основной цели любого коммерческого юридического лица — извлечение прибыли (статья 1 Закона о банках, статья 50 ГК РФ). В предпринимательских отношениях банковская гарантия выдается на возмездной основе и во исполнение соглашения, заключаемого между гарантом и принципалом. По общему правилу риск допущенных при ее выдаче нарушений ложится на гаранта в рамках его правоотношений с принципалом и не может противопоставляться бенефициару, не являющемуся стороной соглашения о выдаче гарантии (пункт 3 статьи 308 ГК РФ). Иное толкование позволяло бы гаранту, нарушившему правила выдачи гарантии, легко освобождаться от своих обязательств, тем самым делая банковскую гарантию неэффективным способом обеспечения обязательств, что никак не соотносится с целями правового регулирования.

      Определение Верховного Суда РФ от 08.04.2019 N 310-ЭС19-3529 по делу N А09-1493/2018

      Руководствуясь положениями статей 20, 105.1, 252, 265 Налогового кодекса Российской Федерации, статей 2, 50, 807, 810 Гражданского кодекса Российской Федерации, разъяснениями, изложенными в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды», суды пришли к выводу о том, что ненормативный акт налогового органа соответствует положениям действующего законодательства и не нарушает права и законные интересы общества.

      Апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 24.04.2019 N 32-АПА19-1

      Правомерно судом квалифицировано в качестве грубого нарушения статьи 15 Конституции Российской Федерации, статьи 50 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктов 1 и 2 статьи 24 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», пункта 4 статьи 29 Федерального закона N 82-ФЗ наличие у Организации таких видов экономической деятельности как деятельность в области электросвязи, картографическая и топографо-геодезическая деятельность, не соответствующих целям, заявленным в Уставе.

      Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 24.06.2019 N 305-ЭС19-1106 по делу N А40-14874/2018

      Между тем участие коммерческой организации в качестве стороны в договоре определяется ее экономическим интересом, выражающимся в конечном итоге в извлечении прибыли (статьи 1, 50 Гражданского кодекса Российской Федерации). При этом такой интерес должен быть законным, основанным на юридических и финансовых возможностях этого лица.

      Классификации юридических лиц: проблемы и потери

  1. Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
    Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс и (или) смету.
  2. В связи с участием в образовании имущества юридического лица его учредители (участники) могут иметь обязательственные права в отношении этого юридического лица либо вещные права на его имущество.
    К юридическим лицам, в отношении которых их участники имеют обязательственные права, относятся хозяйственные товарищества и общества, производственные и потребительские кооперативы.
    К юридическим лицам, на имущество которых их учредители имеют право собственности или иное вещное право, относятся государственные и муниципальные унитарные предприятия, а также учреждения.
  3. К юридическим лицам, в отношении которых их учредители (участники) не имеют имущественных прав, относятся общественные и религиозные организации (объединения), благотворительные и иные фонды, объединения юридических лиц (ассоциации и союзы).
  1. Юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности.
    Коммерческие организации, за исключением унитарных предприятий и иных видов организаций, предусмотренных законом, могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом.
    Отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).
  2. Юридическое лицо может быть ограничено в правах лишь в случаях и в порядке, предусмотренных законом. Решение об ограничении прав может быть оспорено юридическим лицом в суде.
  3. Правоспособность юридического лица возникает в момент его создания и прекращается в момент внесения записи о его исключении из единого государственного реестра юридических лиц.
    Право юридического лица осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение лицензии, возникает с момента получения такой лицензии или в указанный в ней срок и прекращается по истечении срока ее действия, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
  1. Юридическими лицами могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации) либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации).
  2. Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, хозяйственных партнерств, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий.
  3. Юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), учреждений, благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных законом.
    Некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям.
  4. Допускается создание объединений коммерческих и (или) некоммерческих организаций в форме ассоциаций и союзов.
  1. Юридическое лицо подлежит государственной регистрации в уполномоченном государственном органе в порядке, определяемом законом о государственной регистрации юридических лиц. Данные государственной регистрации включаются в единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления.
    Отказ в государственной регистрации юридического лица допускается только в случаях, установленных законом.
    Отказ в государственной регистрации юридического лица, а также уклонение от такой регистрации могут быть оспорены в суде.
  2. Юридическое лицо считается созданным со дня внесения соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц.

Производственный кооператив (артель) — добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности, основанной на личном трудовом участии и объединении его членами имущественных паевых взносов. Уставом производственного кооператива может быть предусмотрено участие в его деятельности также и юридических лиц. Минимальное количество участников для создания кооператива равно пяти.

Члены производственного кооператива несут субсидиарную ответственность и делятся на принимающих и не принимающих личное трудовое участие в деятельности ПК. Прибыль кооператива распределяется между его членами в соответствии с их трудовым участием и взносам в паевой фонд кооператива. В таком же порядке распределяется имущество, оставшееся после ликвидации кооператива и удовлетворение требований его кредиторов.

Минимальный размер паевого фонда производственного кооператива законом не установлен. Однако не менее 10 % своих паевых взносов члены кооператива обязаны внести до государственной регистрации кооператива, а оставшуюся часть — в течение одного года с момента регистрации. Взносы в паевой фонд могут быть внесены денежными средствами, ценными бумагами, иным имуществом, нематериальными активами.

Одним из главных преимуществ производственных кооперативов является налоговая оптимизация: вы сможете перейти с общей на упрощенную систему налогообложения при любой численности членов ПК, а также снизить размер выплачиваемых страховых взносов и повысить зарплату «на руки» для сотрудников. Другими преимуществами являются: неограниченное количество членов, наличие равных прав в управлении и др.

Но существуют и недостатки, среди них: субсидиарная ответственность членов ПК, объединение трудовых вкладов, а не капитала, что может создать проблемы определения реального вклада каждого участника, особенно для сложной коммерческой структуры.

Вопросы правового положения и особенностей ПК регулируется ст.106 ГК РФ, а также федеральным законом № 41-ФЗ «О производственных кооперативах».

Унитарное предприятие — коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за собственником имущества. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено вкладом (долям, паям), в том числе между работниками предприятия. В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия, которые отвечают по своим обязательствам всем принадлежащим им имуществом, но не несут ответственности по обязательствам собственника его имущества.

Государственное (казенное) предприятие — унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления и созданное на базе имущества, находящегося в федеральной (государственной) собственности. Казенное предприятие создается по решению Правительства Российской Федерации.

Муниципальное предприятие — унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения и созданное на базе государственной или муниципальной собственности. Создается по решению уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления.

Право хозяйственного ведения — это право предприятия владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом собственника в пределах, установленных законом или иными правовыми актами. Право оперативного управления — это право предприятия владеть, пользоваться и распоряжаться закрепленным за ним имуществом собственника в пределах, установленным законом, в соответствии с целями его деятельности, заданиями собственника и назначением имущества.

Право хозяйственного ведения шире права оперативного управления, т.е. предприятие, функционирующее на основе права хозяйственного ведения, имеет большую самостоятельность в управлении. Правовое положение унитарных предприятий определяется статьями 113-114 ГК РФ и ФЗ № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях».

На этом мы заканчиваем рассмотрение форм коммерческих организаций в России. Далее поговорим о некоммерческих организациях и ведении бизнеса без образования юридического лица.

Как было сказано ранее некоммерческие организации, во-первых, не преследуют извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности. А, во-вторых, не распределяют прибыль (если она все же была получена) между участниками. В России существует довольно много различных форм НКО, рассмотрим основные из них.

Потребительский кооператив — добровольное объединение граждан и юридических лиц на основе членства с целью удовлетворения материальных и иных потребностей участников, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов. Предусматривает два вида членства: член кооператива (с правом голоса); ассоциированный член (имеет право голоса лишь в отдельных, предусмотренных законом случаях).

Фонд — организация, не имеющая членства, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов, преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели. Вправе заниматься предпринимательской деятельностью для реализации своих целей (в том числе путем создания хозяйственных обществ и участия в них).

Учреждение — организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично. Это ��динственный вид некоммерческих организаций, обладающих имуществом на праве оперативного управления.

Ассоциация (союз) – добровольное объединение юридических лиц, созданных в целях координации предпринимательской деятельности и защиты своих имущественных интересов. Члены ассоциации сохраняют свою самостоятельность и имеют право вступать в другие объединения.

Организационно-правовая форма юридического лица — это совокупность конкретных признаков, объективно выделяющихся в системе общих признаков юридического лица и существенно отличающих данную группу юридических лиц от всех остальных.

Гражданским кодексом РФ (в редакции, действовавшей до 01.09.2014) были предусмотрены следующие организационно-правовые формы юридического лица:

  • полное товарищество;

  • товарищество на вере;

  • общество с ограниченной ответственностью;

  • общество с дополнительной ответственностью;

  • зактрытое и открытое акционерные общества;

  • дочерние и зависимые общества;

  • государственные и муниципальные унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения и оперативного управления;

  • потребительский кооператив;

  • общественные и реглигиозные объединения;

  • фонд;

  • учреждение;

  • ассоциация;

  • союз.

Критериями разделения является цель деятельности и порядок образования.

В Законе № 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части 1 Гражданского кодекса РФ» все юридические лица разделены на 2 категории:

  • корпорации — организации, основанные на началах членства их учредителей (участников). К таким юридическим лицам Проект ГК относит хозяйственные товарищества и общества, производственные и потребительские кооперативы, общественные организации, ассоциации и союзы;

  • унитарные организации — юридические лица, в которых ее учредители не становятся участниками и не приобретают прав членства (государственные и муниципальные унитарные предприятия, фонды, учреждения, религиозные организации).

1. Гражданское законодательство определяет правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальных прав), регулирует отношения, связанные с участием в корпоративных организациях или с управлением ими (корпоративные отношения), договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности участников. (в ред. Федеральных законов от 18.12.2006 N 231-ФЗ, от 30.12.2012 N 302-ФЗ)

Участниками регулируемых гражданским законодательством отношений являются граждане и юридические лица. В регулируемых гражданским законодательством отношениях могут участвовать также Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования (статья 124).

Гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием, исходя из того, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. Лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, должны быть зарегистрированы в этом качестве в установленном законом порядке, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. (в ред. Федерального закона от 26.07.2017 N 199-ФЗ)

Правила, установленные гражданским законодательством, применяются к отношениям с участием иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом.

2. Неотчуждаемые права и свободы человека и другие нематериальные блага защищаются гражданским законодательством, если иное не вытекает из существа этих нематериальных благ.

3. К имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством.

1. В соответствии с Конституцией Российской Федерации гражданское законодательство находится в ведении Российской Федерации.

2. Гражданское законодательство состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов (далее — законы), регулирующих отношения, указанные в пунктах 1 и 2 статьи 2 настоящего Кодекса.

Нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать настоящему Кодексу.

2.1. Внесение изменений в настоящий Кодекс, а также приостановление действия или признание утратившими силу положений настоящего Кодекса осуществляется отдельными законами. Положения, предусматривающие внесение изменений в настоящий Кодекс, приостановление действия или признание утратившими силу положений настоящего Кодекса, не могут быть включены в тексты законов, изменяющих (приостанавливающих действие или признающих утратившими силу) другие законодательные акты Российской Федерации или содержащих самостоятельный предмет правового регулирования. (в ред. Федерального закона от 28.12.2016 N 497-ФЗ)

3. Отношения, указанные в пунктах 1 и 2 статьи 2 настоящего Кодекса, могут регулироваться также указами Президента Российской Федерации, которые не должны противоречить настоящему Кодексу и иным законам.

4. На основании и во исполнение настоящего Кодекса и иных законов, указов Президента Российской Федерации Правительство Российской Федерации вправе принимать постановления, содержащие нормы гражданского права.

5. В случае противоречия указа Президента Российской Федерации или постановления Правительства Российской Федерации настоящему Кодексу или иному закону применяется настоящий Кодекс или соответствующий закон.

1. В случаях, когда предусмотренные пунктами 1 и 2 статьи 2 настоящего Кодекса отношения прямо не урегулированы законодательством или соглашением сторон и отсутствует применимый к ним обычай, к таким отношениям, если это не противоречит их существу, применяется гражданское законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона). (в ред. Федерального закона от 30.12.2012 N 302-ФЗ)

2. При невозможности использования аналогии закона права и обязанности сторон определяются исходя из общих начал и смысла гражданского законодательства (аналогия права) и требований добросовестности, разумности и справедливости.

1. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются в соответствии с Конституцией Российской Федерации составной частью правовой системы Российской Федерации.

2. Международные договоры Российской Федерации применяются к отношениям, указанным в пунктах 1 и 2 статьи 2 настоящего Кодекса, непосредственно, кроме случаев, когда из международного договора следует, что для его применения требуется издание внутригосударственного акта.

Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены гражданским законодательством, применяются правила международного договора. Не допускается применение правил международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации. Такое противоречие может быть установлено в порядке, определенном федеральным конституционным законом. (в ред. Федерального закона от 08.12.2020 N 427-ФЗ)

1. Гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают:

1) из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему;

1.1) из решений собраний в случаях, предусмотренных законом; (в ред. Федерального закона от 30.12.2012 N 302-ФЗ)

2) из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей;

3) из судебного решения, установившего гражданские права и обязанности;

4) в результате приобретения имущества по основаниям, допускаемым законом;

5) в результате создания произведений науки, литературы, искусства, изобретений и иных результатов интеллектуальной деятельности;

6) вследствие причинения вреда другому лицу;

7) вследствие неосновательного обогащения;

8) вследствие иных действий граждан и юридических лиц;

9) вследствие событий, с которыми закон или иной правовой акт связывает наступление гражданско-правовых последствий.

2. Пункт утратил силу. (в ред. Федерального закона от 30.12.2012 N 302-ФЗ)

1. Граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права.

2. Отказ граждан и юридических лиц от осуществления принадлежащих им прав не влечет прекращения этих прав, за исключением случаев, предусмотренных законом.

  • ФЗ об исполнительном производстве

  • Закон о коллекторах

  • Закон о национальной гвардии

  • О правилах дорожного движения

  • О защите конкуренции

  • О лицензировании

  • О прокуратуре

  • Об ООО

  • О несостоятельности (банкротстве)

  • О персональных данных

  • О контрактной системе

  • О воинской обязанности и военной службе

  • О банках и банковской деятельности

  • О государственном оборонном заказе

  • Закон о полиции

  • Закон о страховых пенсиях

  • Закон о пожарной безопасности

  • Закон об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств

  • Закон об образовании в Российской Федерации

  • Закон о государственной гражданской службе Российской Федерации

  • Закон о защите прав потребителей

  • Закон о противодействии коррупции

  • Закон о рекламе

  • Закон об охране окружающей среды

  • Закон о бухгалтерском учете

    Закон иначе выстраивает систему юридических лиц. Общества разделены на корпоративные и унитарные. В корпорации учредители или участники обладают правом участия или членства в них и формируют их высший орган управления (хозяйственные товарищества и общества, хозяйственные партнерства, кооперативы, ТСЖ и другие). К хозяйственным обществам, в отношении которых их участники имеют корпоративные права, относятся корпоративные организации.

    Юридические лица, учредители которых не становятся их участниками и не приобретают в них прав членства, являются унитарными (ГУП, МУП, учреждение и т.д.).

    Обратите внимание

    Закон от 05.05.2014 № 99-ФЗ делит общества на публичные и непубличные. К публичным отнесены акционерные общества (АО), чьи акции или конвертируемые в них ценные бумаги публично размещаются или обращаются, а также те, в уставе или фирменном наименовании которых содержится указание на публичность. Непубличными станут остальные АО и все ООО. АО, отвечающие признакам публичности, признаются таковыми независимо от указания на это в уставе. ЗАО, ОАО и ОДО останутся в прошлом (ст. 63.1 ГК РФ).

    Далее закон делит общества на публичные и непубличные. К публичным отнесены акционерные общества (АО), чьи акции или конвертируемые в них ценные бумаги публично размещаются или обращаются, а также те, в уставе или фирменном наименовании которых содержится указание на публичность. Непубличными станут остальные АО и все ООО. АО, отвечающие признакам публичности, признаются таковыми независимо от указания на это в уставе. ЗАО, ОАО и ОДО останутся в прошлом (ст. 63.1 ГК РФ).

    Со дня вступления в силу Закона № 99-ФЗ юридические лица должны создаваться только в формах, предусмотренных новой редакцией Гражданского кодекса. При этом к юридическим лицам, создаваемым на основании отдельных федеральных законов, положения Гражданского кодекса будут применяться, если иное не предусмотрено этими законами.

    Закон содержит множество других нововведений, включая изменение регулирования некоммерческих организаций. Изменения вступают в силу с 1 сентября 2014 года.

    Учредительные документы юридических лиц, созданных до 1 сентября 2014 года, необходимо будет привести в соответствие с Законом при их первом изменении. Перерегистрацию ЗАО, ОАО и ОДО производить не требуется. До внесения изменений в учредительные документы, они будут действовать в части, не противоречащей Гражданскому кодексу. При регистрации изменений госпошлину уплачивать не нужно. Изменять фирменное наименование компании в правоустанавливающих и иных документах не обязательно.

    Анна Полетаева, юрист, для журнала «Практическая бухгалтерия»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.